13.02.2024 14:54
"Родина"

Как работала правительственная комиссия по спасению челюскинцев

Документы: как работала правительственная комиссия по спасению челюскинцев
Текст:  Андрей Сорокин (кандидат исторических наук, научный руководитель РГАСПИ, ведущий рубрики "Советская история. Документы") Евгений Григорьев (заместитель начальника отдела РГАСПИ)
Родина - Федеральный выпуск: №2 (224)
История спасения членов арктической экспедиции парохода "Челюскин" под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР Отто Юльевича Шмидта стала одним из центральных событий 1934 г. не только в Советском Союзе, но и во всем мире. 13 февраля 1934 г. "Челюскин" оказался затерт льдами и затонул, оставив на льду 104 человека, в том числе женщин и детей.
Пароход "Челюскин" в тяжелых льдах. / РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Сразу после получения известия о крушении была создана правительственная комиссия по организации помощи и спасения участников экспедиции, многочисленные документы которой сохранились в личном фонде ее председателя Валериана Владимировича Куйбышева. "Родина" публикует подборку документов из фондов РГАСПИ по истории спасения челюскинцев, включая ранее не публиковавшиеся.

Сотни метров до спасения

Транспортное освоение Арктики русскими имеет долгую многовековую историю, полную как героических свершений, так и неудач, причем зачастую инициатива в этом деле принадлежала землепроходцам и предпринимателям. На рубеже XIX-XX вв. российское правительство приходит к пониманию важности Северного морского пути в качестве хозяйственной и военно-стратегической артерии. В то же время становится очевидной необходимость крупных капиталовложений и серьезных гидрографических исследований, требующих поддержки государства. Фундамент, на котором покоились успехи Советской Арктики в 1930-е гг., во-многом был заложен в начале XX в.: это и опыт экспедиций А.И. и Б.А. Вилькицких, В.А. Русанова, А.В. Колчака, Г.Я. Седова, и ледокольный флот, доставшийся Стране Советов от царской России.

Исследования Арктики велись и в 1920-е гг., но носили ограниченный характер. Мощный импульс работе придало создание в декабре 1932 г. Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) - организации, а фактически - министерства, на которое была возложена задача комплексного народно-хозяйственного освоения Арктики и всей сопутствующей инфраструктуры, вплоть до социальной и образовательной.

Начальником ГУ СМП был назначен О.Ю. Шмидт, под началом которого на рубеже 1920-1930-х гг. были совершены экспедиции на ледокольных пароходах "Георгий Седов" и "Александр Сибиряков". Летом 1933 г. в плавание под его руководством вышел пароход "Челюскин" - построенное в Дании и спущенное на воду несколькими месяцами ранее грузопассажирское судно, усиленное для навигации во льдах. Предполагалось пройти Северный морской путь без зимовки, но осенью 1933 г. пароход был заблокирован льдами.

13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед

Дрейфующие льды позволили достичь Берингова пролива, но 5 ноября, когда до чистой воды оставались сотни метров, дрейф понес пароход в противоположную сторону, на север. "Челюскин" и его экипаж оказались заложниками сплошного льда. 13 февраля 1934 г. началось резкое сжатие ледового поля, и за несколько часов корабль затонул. Погиб завхоз Б.Г. Могилевич, всем остальным удалось выжить. Известие о катастрофе быстро дошло до Москвы, и на следующий день постановлением ЦИК СССР была создана комиссия по спасению челюскинцев, возглавил которую член Политбюро, председатель Госплана СССР и заместитель председателя Совнаркома В.В. Куйбышев.

История экспедиции и ее спасения прочно впечаталась в массовое сознание советских граждан. Советская пропаганда сполна использовала эффект, вызванный челюскинской эпопеей: "Триумф советской авиации", "блестящая победа большевиков", "выдающийся образец организованности и дисциплины", "единая победа страны, народа и руководства". Но случай спасения челюскинцев - тот самый, когда пропагандистские слова и клише как никогда были близки к истине.

Публикуемые документы извлечены из фонда В.В. Куйбышева (Ф. 79. Оп. 1) и Политбюро ЦК ВКП(б) (Ф. 17. Оп. 163).

№1. Радиограмма В.В. Куйбышева начальнику Полярного управления Главсевморпути Г.Г. Петрову

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 724. Л. 1. Подлинник. Рукописный текст.

№2. Протокол №1 заседания правительственной комиссии по организации помощи участникам экспедиции О.Ю. Шмидта и команде погибшего судна "Челюскин"

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 947. Л. 1. Подлинник. Машинописный текст, подпись - автограф В.В. Куйбышева.

№3. Выписка из протокола №1 заседания Правительственной комиссии с текстом пункта 2 протокола

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 947. Л. 2. Подлинник. Машинописный текст, подпись - автограф В.В. Куйбышева.

№4. Радиограмма В.В. Куйбышева Г.Г. Петрову, начальнику погранохраны пункта в Дежнево М.И. Белобородову, уполномоченному ОГПУ Я.Г. Погорелову, начальнику полярной станции Уэлен Н.Н. Хворостянскому

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 724. Л. 2. Подлинник. Машинописный текст, рукописная дописка, подпись - автограф В.В. Куйбышева.

/ РГАСПИ

№5. Протокол №2 заседания правительственной комиссии

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 947. Л. 7-8. Подлинник. Машинописный текст, рукописная дописка чернилами, правка и подпись - автограф В.В. Куйбышева.

№6. Телеграмма Н.Н. Хворостянского заместителю начальника Главсевморпути С.С. Иоффе

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 720. Л. 2. Заверенная копия. Машинописный текст.

/ РГАСПИ
95 лет назад мир спасал экипаж дирижабля "Италия", потерпевшего катастрофу у берегов Шпицбергена

№7. Телеграмма О.Ю. Шмидта В.В. Куйбышеву

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 950. Л. 93. Подлинник. Машинописный текст.

№8. Протокол совещания БРИЗа13 при Управлении воздушной службы ГУСМП

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 719. Л. 27. Подлинник. Машинописный текст.

Летчика-аса, спасшего 29 полярников, похоронили через 81 год после гибели

№9. Телеграмма В.В. Куйбышева летчикам В.Л. Галышеву, И.В. Доронину, М.В. Водопьянову

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 724. Л. 6. Подлинник. Машинописный текст, рукописная правка.

/ РГАСПИ

№10. Телеграмма председателя чрезвычайной тройки по спасению "челюскинцев" Г.Г. Петрова В.В. Куйбышеву и советскому руководству

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 957. Л. 79. Подлинник. Телеграфная лента.

№11. Записка заместителя председателя ЦК Союза рабочих водного транспорта Каменева В.В. Куйбышеву

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 967. Л. 1-1об. Подлинник. Машинописный текст.

/ РГАСПИ

№12. Записка и.о. начальника Главсевморпути С.С. Иоффе В.В. Куйбышеву

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1027. Л. 65. Подлинник. Машинописный текст, резолюция - автограф В.В. Куйбышева: "т. Сталин. Прошу проголосовать опросом членов ПБ прилагаемый проект постановления СНК СССР"; результаты голосования ("За") - подписи-автографы И.В. Сталина, Л.М. Кагановича и др.

№13. Протокол комиссии тов. Куйбышева по вопросу об организации встречи челюскинцев в Москве

РГАСПИ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 967. Л. 22-23. Подлинник. Машинописный текст, рукописная правка чернилами и карандашом, подпись и правка - автограф В.В. Куйбышева.

/ РИА Новости

№14. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о комиссии по спасению и эвакуации челюскинцев

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1030. Л. 6. Подлинник. Машинописный текст, правка - автограф И.В. Сталина, результаты голосования ("За") - подписи-автографы И.В. Сталина, Л.М. Кагановича.

Кто получил Золотую звезду Героя СССР №1. Первыми Героями стали летчики, спасавшие экипаж "Челюскина"
Научная библиотека