Процесс передачи начался 25 января 1954 года, когда Президиум ЦК КПСС утвердил проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Против этого решения выступил на тот момент первый секретарь Крымского обкома КПСС Павел Титов. Впоследствии Титов был снят с должности и отправлен на работу заместителем министра сельского хозяйства РСФСР.
5 февраля 1954-го уже Совет Министров РСФСР своим постановлением "счел целесообразной" передачу Крымской области в состав УССР и обратился к Президиуму Верховного Совета РСФСР с просьбой "рассмотреть вопрос", что и было сделано в тот же день. 12 февраля Президиум Верховного Совета Украинской ССР постановил просить Президиум Верховного Совета СССР передать регион из состава России в состав Украины.
Наконец, 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР", которым утвердил совместное представление президиумов Верховных Советов РСФСР и Украинской ССР о передаче Крымской области в состав Украинской ССР.
26 апреля Верховный Совет СССР законом "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" утвердил этот указ и постановил внести соответствующие изменения в статьи 22 и 23 Конституции СССР, что и было сделано.
Оттепели и заморозки Никиты ХрущеваПоследствия этого решения ощущаются по сей день.
"С этого акта началась Крымская эпопея, которая привела к отрыву полуострова от Родины, настойчивым попыткам украинизации крымчан. Нас пытались перепрограммировать, лишить идентичности", - написал в своем телеграм-канале председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов.
Спикер парламента Крыма назвал юридическое оформление акта передачи примером вопиющего беззакония и правового нигилизма.
"Иногда создается впечатление, что все было специально оформлено так небрежно и с такими нарушениями существующих правовых процедур, чтобы была возможность оценить акт передачи Крыма Украине как юридически ничтожный", - написал Константинов.
Спикер напомнил, что в соответствии с конституциями РСФСР и УССР 1937 года, каких-либо полномочий для передачи территории и самостоятельного принятия решения об изменении границ у союзных республик не было. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года является незаконным, поскольку принят за пределами компетенции Президиума ВС СССР. Полномочия по утверждению изменений границ между союзными республиками были только у Верховного Совета СССР, а не у его Президиума.
"Указ Президиума Верховного Совета СССР утверждает Совместное представление Президиума ВС РСФСР и Президиума ВС УССР. Но такого документа вообще не существует!" - утверждает Константинов.
Наконец, закон СССР "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР" не содержит непосредственного указания на передачу Крыма, а только утверждает Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля. И это не полный перечень нарушений, допущенных при передаче Крыма Украине, утверждает политик.
"Все это дало нам основания инициировать запрос в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции Российской Федерации Закона СССР от 26 апреля 1954 года "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР", - написал Константинов.
Решение Конституционного суда РФ, уверен глава парламента Крыма, восстановит историческую справедливость и откроет новую площадку для диалога России с ее надежными партнерами.
"Это станет достойным финалом Крымской эпопеи, начатой ровно 70 лет назад", - констатировал Владимир Константинов.