Уникальные документы по организации масленичных гуляний выставлены в читальном зале Главархива города Москвы. Судя по ним, в XIX веке на масленичной неделе на центральных улицах разрешали ставить балаганы и карусели. Там же выступали фокусники, наездники и иллюзионисты.
"В середине XIX века главным местом весенних гуляний был район Новинского бульвара, который горожане называли "под Новинским", - сообщает Главархив. - Например, в докладе Московской шестигласной думы, составленном на имя московского вице-губернатора от 10 января 1845 года, было сказано, что качели и балаганы во время гуляний под Новинским устраивались с давних лет с разрешения московского обер-полицмейстера".
В 1837 году московские чиновники разрешили простым людям устраивать балаганные представления и торговать разными товарами. Но было поставлено условие: часть выручки устроители развлекательных мероприятий должны были отдавать в городскую казну.
Способ привлечь как можно большее количество "арендаторов", а вместе с ними и зрителей, придумал московский генерал-губернатор Дмитрий Голицын. Через год после введения платы за право торговать в центре города он снизил ее размер. После этого количество балаганных шатров стало расти, зрители платили деньги за развлечения, а казна получала свои отчисления.
"Городские чиновники следили за чистотой и порядком во время массовых мероприятий, - отмечают в Главархиве. - Так, в рапорте частного пристава Арбатской части московскому обер-полицмейстеру за январь 1847 года сказано: "по случаю приближения "сырной недели" необходимо привести в порядок место гуляния на Земляном, Новинском валу - от Кудрина до Смоленского рынка". С данной территории убрали снег и засыпали ее желтым песком".
Места под балаганы, качели и карусели в полный порядок должны были приводить их владельцы. Это условие тоже было обязательным, как и плата за аренду торгового места, оно заранее оговаривалось со всеми, кто хотел заключить договор аренды.
Кстати, как отмечают архивисты, желающих установить балаганы и карусели на время гуляний всегда было много. Причем специальная праздничная торговля уже в те времена организовывалась не только на Масленицу.
Из документов следует, что торговые места можно было арендовать сразу и на празднование Пасхи, что арендаторам выходило еще дешевле: в казну города в этом случае нужно было заплатить всего 150 рублей серебром. Для сравнения: в те времена считалось приличным, чтобы карточный долг дворянина составлял не более 500 рублей и именно эти деньги старались вернуть первыми, чтобы не пришлось извиняться за не отданный вовремя долг.
"Конечно, у мещан и простых людей количество денег, которые они могли вложить в организацию развлечений, исчислялось меньшими суммами, - уточнили в учреждении. - Но в Главархиве представлена расписка ямщика Рогожской слободы Ивана Петрова, в которой сказано, что он готов арендовать место для балагана на Лубянской площади сроком на месяц и содержать его в чистоте за 30 рублей серебром. Для сравнения: покупка хорошей лошади для лихого извозчика тогда могла обойтись в 70 рублей, без учета сбруи и покупки экипажа".
Подметили архивисты и то, что городские власти весьма благожелательно относились к цирковым артистам, поскольку те веселили москвичей. Например, в Главархиве сохранилось распоряжение московского обер-полицмейстера за 1845 год, в котором указывалось, что комедианты, наездники, фокусники и содержатели балаганов могли воспользоваться льготами и заплатить меньшую сумму за пользование землей, так как сборы у разных трупп могли отличаться.
"Естественно, что подобное коммерческое предложение, подтвержденное письменным распоряжением генерал-губернатора города Голицыным, артисты не оставили без внимания, - отмечают в учреждении. - Так, в Главархиве хранятся прошения артистов-иллюзионистов Вильгельма Берга и Августа Леде за 1845 год, где говорилось, что они желают поставить свой балаган с большими железными машинами, чтобы проводить "разные искусственные превращения". Подобные трюки и номера были популярны в XIX веке и пользовались спросом по всей Европе".
Традиции празднования Масленицы с размахом не только укрепились, но и расширялись со временем. Мест для общественных гуляний на Масленицу и Пасху с годами отводилось все больше, а во второй половине XIX века городские власти даже начали выдавать разрешения на возведение временных деревянных эстрад для актеров.