Закольцевали для разгрузки
Первую схему метро, которая включала две кольцевые линии, две полукольцевые и шесть диаметральных, разработали в Московском коммунхозе в 1922 году. Спустя десять лет Лазарь Каганович представил на городской конференции ВКП(б) перспективный план развития столичного метрополитена. В нем было пять диаметров - Мясницко-Усачевский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (чуть позже добавили Калужско-Тимирязевский).
Предполагалось, что пассажиры должны были переходить с линии на линию через Центральный пересадочный узел, расположенный под Красной площадью (это соединение Арбатско-Покровского, Таганско-Тверского и Дзержинско-Замосковрецкого диаметров).
Кольцевую линию запланировали позже, для разгрузки этого узла - она должна была соединить 17 станций и пройти под Садовым кольцом. Проект, разработанный для сталинского Генплана 1935 года, предусматривал два "кольца", проходящие по Садовому и Камер-Коллежскому валу.
В окончательном (и существующем ныне) варианте проект Кольцевой линии приняли в 1941 году. Строить же ее начали для срочной разгрузки Центрального пересадочного узла - в 1943-м.
Проект разделили на участки: первым сдали 6,4-километровый кусок от "Парка Культуры" до "Курской" - его запустили 1 января 1950 года. Затем - участок от "Курской" до "Комсомольской" (1952 год). После соединили "Комсомольскую" и "Белорусскую", а затем - "Белорусскую" и "Парк культуры". Таким образом, "кольцо" замкнули всего за четыре года.
Не обошлось без рекордов. Метростроевцы проложили 150 метров перегонного тоннеля "Новослободская" - "Ботанический сад" ("Проспект мира") всего за месяц!
Шедевры сталинского ампира
Кольцевая линия - самая пышно оформленная в Московском метрополитене. Каждая станция здесь - шедевр, в сталинском ампире.
"Таганская" стилизована под древнерусские палаты с узнаваемыми арками и панно, запечатлевшими героев истории страны. Раньше, в южной части станции, располагался барельеф - Сталин в окружении граждан, который потом заменили на портрет Ленина.
Оформление "Добрынинской" напоминает храм Покрова на Нерли, с белокаменными порталами. Стены украшены мраморными картинами из жизни советских людей, выполненных в технике, похожей на резьбу по кости.
На "Новослободской" - 32 шикарных витража с медальонами, символизирующими разные профессии, и звездами-цветками. А на торце панно, где мать и дети протягивают руки к пустому месту, - раньше располагался портрет Сталина.
"Проспект Мира" украшен фарфоровыми листьями, снопами, колосьями, плодами - напоминание о "Ботаническом саде" (так станция называлась в 50-60-е годы) и успехах советской селекции.
"Комсомольскую" (ее называют хрестоматийной для сталинского ампира) проектировал автор мавзолея Ленина, легендарный архитектор Алексей Щусев. Это его последняя работа. Мозаичные панно на потолке выполнены из ценных камней и смальты - воплощенная в художественную форму речь Сталина, которую он произнес 7 ноября 1941 года.
Для оформления "Парка Культуры" подобрали пять видов мрамора, не похожих друг на друга. Главная тема здесь - отдых молодежи: на барельефах запечатлен футбол, авиамоделирование, танцы, теннис и многое другое.
Московский метрополитен"Белорусская" украшена в национальном стиле: на полу - аналог белорусской вышивки, на мозаичных панно - картины из жизни республики. В 1997 со станции убрали скульптуру Матвея Манизера "Советская Белоруссия" - ее разрезали автогеном и вывезли для строительства нового выхода. Но в 2021 году скульптуру восстановили на "Белорусской" Замоскворецкой линии.
А "Киевская" (последняя, открытая на Кольцевой линии) уже лишена излишеств - она построена во времена Хрущева и отделана мозаичными панно, мрамором и гранитом.
Призраки на "Кольце"
У Кольцевой линии есть свои легенды. Первая, самая известная - о том, как родился проект. Якобы Иосиф Сталин, посмотрев на предлагаемую карту метро, поставил на нее чашку с чаем, от которой остался круглый след - аккурат вокруг центра Москвы. И отдал распоряжение построить "кольцо".
Вторая - о странном мужчине, которого периодически видят на "Проспекте мира". Очевидцы рассказывают про седеющего бледного бородатого человека, одетого очень старомодно, ни с кем не разговаривающего. Якобы это поэт Валерий Брюсов, который увлекался оккультизмом: он умер в 1924 году в особняке, который расположен недалеко от станции.
И третья, классическая - о поезде-призраке. Это история о составе, который ходит около полуночи раз в месяц по Кольцевой линии. Поезд выглядит старым, на станциях останавливается, но двери не открывает. Кто-то утверждает, что пассажиры внутри - худые, изможденные, похожие на заключенных. Другие говорят о веселой компании в нарядах в стиле 50-х.
А еще на этом поезде припозднившися пассажиры якобы могут доехать до заброшенной станции с несметными богатствами, собранными для правительственных нужд.
Некоторые астрологи считают, что Кольцевая линия подобна зодиакальному кругу - каждому знаку соответствуют свои сектора (например, Овен - "Курская", Телец - "Таганская" и так далее). А среди студентов есть поверье из серии "помахать зачеткой в форточку и крикнуть "Халява, приди!"): тот, кто перед экзаменом проедет все "кольцо", получит хорошую оценку.
Также рассказывают, что в тоннелях, ведущих к "Новослободской" (станция находится под Бутыркой) можно увидеть призраков погибших заключенных, услышать их стоны и увидеть непонятное мерцание.
Но помимо легенд есть и реальность: Кольцевую линию прокладывали в очень сложных условиях. В почве было много карстов, плывунов, песчаных размывов. Метростроителям приходилось бороться с постоянно прибывающей в тоннели водой (иногда ее поток составлял 2,5 тысячи кубометров в час).
Инженеры нашли выход: применили технологии водопонижения, искусственную заморозку горизонтальных выработок и использовали сжатый воздух. И все это - потому что "кольцо" пересекает Москву-реку аж в четырех местах.
Цифры и факты
- Более 700 люстр и светильников установлены на станциях Кольцевой линии.
- Около 50 тысяч квадратных метров мрамора и гранита использовали для облицовки залов платформ.
- Более 30 составов курсируют по Кольцевой линии в часы пик.
- Полчаса потребуется для того, чтобы проехать всю линию по кольцу.
- При движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движении против часовой - женский.