В первом выпуске 2024 года опубликована статья "Карандаш рисует революцию", повествующая о расцвете сатирической печати и политической карикатуры в период революции 1905-1907 годов.
Авторы труда - Ольга Кочукова, кандидат исторических наук из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Сергей Кочуков, доктор исторических наук из Государственного архива Саратовской области.
Авторы исследования рассказывают, что с сатирическими журналами сотрудничали Александр Блок, Максим Горький, Корней Чуковский и многие другие выдающиеся писатели и поэты того времени. Преобладающим видом сатирических изданий были еженедельники. Их заголовки имели социально и политически заостренный смысл, что находило отражение и в названиях журналов: "Оса", "Скорпион", "Жало", "Заноза", "Игла", "Бич", "Пулемет", "Стрела", "Топор", "Штык" и пр.
"Названия провинциальных изданий часто повторяли столичные, и последние являлись для них эталоном, - пишут историки. - Журналы представляли собой своего рода зеркало, отражавшее все политические события - стачки, восстания, демонстрации, созыв и роспуск Государственной Думы, борьбу политических партий. Впрочем, как и положено сатире, "зеркало" было "кривым", так как целью было создание "картинки", направленной на управление общественным сознанием".
Любопытное суждение авторы научного труда нашли в дошедшем до наших дней номере газеты "Новое время": "Карикатура есть наилучший способ представить конкретно какую угодно отвлеченную идею и внушить ее толпе, недоступной отвлеченностям. Она дает понятный глазам образ того, идею чего ум едва ли уразумлял бы без этой наглядности".
Художественный уровень огромного количества столичных и провинциальных изданий был очень неоднородным, отмечают также Ольга и Сергей Кочуковы. После издания Высочайшего указа о временных правилах о повременной печати 23 ноября 1905 года в России стал возможен явочный порядок создания новых газет и журналов.
Рост количества печатных изданий был особенно заметен в провинции. И здесь историки выделяют саратовский журнал "Карандаш", который выдержал издание 25 номеров, тем самым став настоящим "долгожителем" среди подобной прессы.
"История "Карандаша" началась в апреле 1906 года, когда проживавший в Саратове художник Константин Гейнрих написал заявление на имя саратовского губернатора о своем намерении издавать еженедельный иллюстрированный журнал, - пишут авторы научной статьи. - Издатель нового журнала сообщал о предполагаемой его программе, включавшей разделы "На злобу дня", "Маленькая хроника", "Иллюстрированный фельетон", "Разные известия", "Статьи по разным вопросам", "Объявления", и уведомлял о том, что редактировать журнал будет мещанин Ф.А. Колесников, а печататься он будет в типографии С. Гольберга. Была объявлена подписная цена издания - 6 рублей в год и розничная - 15 копеек".
Через неделю было выдано разрешение на издание журнала с иллюстрациями. Кстати, Гейнрих, родившийся в 1867 году в Могилеве, имел германское подданство, в Саратов он переехал в 1905 году, где работал в губернской типографии в качестве рабочего-гравера. "Карандаш" по своим качествам представлял собой действительно интересное явление провинциальной печати, отмечают Кочуковы.
"Издатель не только с успехом использовал формы и приемы столичных еженедельников, но и удивлял читателей собственными экспериментами. Гейнрих отказался от простого перепечатывания карикатур из московских и питерских изданий и заполнял страницы журнала рисунками своего собственного авторства, а также В.А. Молдавского, подписывавшего свои произведения псевдонимом "Тю-тю", - пишут исследователи.
Первый номер журнала "Карандаш" вышел 23 апреля 1906 года, то есть в тот день, когда Николай II утвердил "Основные государственные законы Российской империи". Журнал открывался обложечной карикатурой "Новая форма чинов полиции", а пояснение к ней было напечатано на третьей странице: "Панцири для чинов полиции - последнее слово бюрократической науки…".
"Эта карикатура должна была заставить вспомнить многочисленные столкновения полиции с народными демонстрациями и восстаниями в 1905 году", - считают историки.
Они также отмечают, что восприятие авторов и читателей сатирических журналов того времени опиралось на память о сравнительно недавних исторических событиях. Образ "врага" и сатирические стратегии враждебности были к тому времени хорошо проработаны в публицистике и карикатуре периода Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и Русско-японской войны 1904-1905 годов. Нужно было всего лишь перенести стереотипные образы из сферы внешнеполитических противостояний прошлого во внутреннюю конфронтацию настоящего.