16.03.2024 16:47
"Родина"

Правнучка живописца Поленова открыла его выставку в Самаре

Текст:  Ирина Чечурина
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (9300)
В центре экспозиции, развернувшейся в Самарском художественном музее, полотно "Христос и грешница", над которой Василий Поленов работал 15 лет. Это внушительная, но все же уменьшенная копия картины, созданной по заказу царя Александра III, который поставил условие - картина не должна покидать стен его дворца.
В центре экспозиции полотно "Христос и грешница", над которой Василий Поленов работал 15 лет. / Ирина Чечурина
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Сам императорский холст сегодня находится в Русском музее, а более миниатюрный вариант, который Поленов написал для передвижных выставок, наконец выполнил свою миссию: впервые с 1928 года покинул Иркутский художественный музей, чтобы предстать в Самаре.

То ли в силу масштаба, то ли знаковости сюжета (на картине изображена сцена, когда к Христу приводят женщину, уличенную в прелюбодеянии, которую по закону Моисея следовало избить камнями), но именно она первой привлекает внимание гостей. А потом уже в "лабиринте" происходит знакомство с другими не менее интересными работами живописца.

Если в обычные дни посетители самарского музея могли видеть всего четыре картины мастера - "Решили идти", "Привели детей", "Возвестила радость плачущим" и "Нил, Фиванский берег", то теперь их вниманию представлены сразу 76 работ.

На выставку "Человек света. К 180-летию со дня рождения В.Д. Поленова" полотна собирали из 12 ведущих музеев страны, в числе которых Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, частных коллекций и собрания музея-усадьбы живописца.

Третьяковка представила в Самаре легендарный "Московский дворик", Тульский музей-заповедник Поленова - не только его картины "Семейное горе" и "Больная", но и личные вещи художника, рукописные ноты, фото из семейного архива.

Разглядывая полотна живописца, погружаешься не просто в эпоху и философию раннего христианства, но и в красоту обыденности русской природы. На пейзажах Поленова нет пафосной шири и удали, но есть молитвенная созерцательность, которая практически каждого зрителя превращает в верующего.

- Радует, что юбилейный год мы открываем большой региональной выставкой, которая хорошо отражает характер Василия Дмитриевича, который не поднимался на трибуны, не обращался к широким массам, а просто честно выполнял свою работу пейзажиста, музыканта, архитектора, учителя и наставника для целой плеяды русских художников, - сказала приехавшая на открытие выставки в Самару правнучка художника, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника художника Наталья Поленова.

Спустя 100 лет во Владимире представили Боголюбскую икону Богородицы

А вот как сам Василий Поленов определял свою миссию живописца в письме художнику В.М. Васнецову: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело".

До 30 июня можно будет не только полюбоваться полотнами Василия Поленова: в рамках проекта планируются лекции научных сотрудников Государственного Русского музея и Самарского областного художественного музея, занятия с детьми.

Новости Самара