Начинали с моделек
Руководство концерна "Тракторные заводы" сначала планировало собрать в музее максимальное число миниатюрных моделей в масштабе 1:43, чтобы попасть в Книгу рекордов России. Когда их набралось около 700, организаторы перешли к формированию коллекции с экспонатами "в полный рост", решив, что, пока есть возможность, надо отреставрировать ретромодели и сохранить историю тракторов.
Началась увлекательная охота за редкостями. Музей выкупал машины, сданные в металлолом, принимал найденные поисковиками в болотах, получал в дар от коллег с других заводов страны и зарубежья... Сталинградский, владимирский, липецкий, кишиневский (в простонародье называемый "скворечником" за нестандартно большую кабину), павлодарский "Казахстан", минский "Беларусь", немецкий Porsche, итальянский Fiat, американские John Deere и McCormick, челябинский "универсал" и чебоксарские гигантские бульдозеры - все исторические машины заняли свое особое место в экспозиции.
С реставрацией особенных проблем не было. В цехах чебоксарских заводов полно умельцев-энтузиастов. Да и посетители музея, бывало, приносили редкие оригинальные детали. Был даже случай, когда иногородний турист достал и прикрутил "правильную" фару на один из экспонатов на гусеничном ходу.
На сайте музея можно узнать множество других историй - про автопробег, визиты в музей артистов и писателей, художественные флешмобы и прочее.
Трактор кормят мороженым
Туристы от интерактива в восторге. Есть в железных конях и очарование времени, и мощь, и красота. Взрослые приходят сюда поностальгировать. Во времена СССР полгорода работало на Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Для школьников проводят "Живые уроки" по истории и физике.
Есть у детей и свои любимцы. Например, внутрицеховой автотягач у них "Тр-тр Митя", как персонаж мультфильма "Трое из Простоквашино". Выглядит он как большая ярко-зеленая игрушка, хотя кабина у него от трактора ДТ-75, а ходовая часть от ГАЗ-52. Летом он своим ходом отправляется работать в чебоксарский парк "Лакреевский лес", где детвора кормит его мороженым и украшает одуванчиками.
Взрослые больше ценят уникальную коллекцию документальных фильмов, в которых огромные железные монстры забивают мяч в футбольные ворота, закрывают, не сломав, спичечные коробки и катаются, не падая, по тросам. Это развлечение водителей еще советских времен.
Интересно смотреть видеоролики и о современной радиоуправляемой сельскохозяйственной технике. Она работает при помощи искусственного интеллекта и выглядит как космический корабль. После лент о самых первых "безлошадных" моделях становится понятно, какой огромный путь прошло человечество!
Чебоксарский Музей истории трактораМногоуважаемый "Федор Петрович"
Есть в коллекции экспонат, которым музей особенно гордится. В архивах одной из советских газет было найдено объявление об испытаниях американского трактора Fordson, которое проходило в октябре 1924 года на Владимирской горке в Чебоксарах.
- Это тогдашняя артель "Сугутка" делала презентацию в расчете на выгодные заказы по перевозке тяжестей, пахоте и подключению движка машины к стационарным объектам типа мельниц, насосов и лесопилок, - пояснил директор музея Альберт Сергеев.
В том году на "Красном путиловце" в Петрограде по лицензии американской компании Ford вышли 74 первых отечественных экземпляра "Фордзон-Путиловца", ласково прозванных в народе "Федорами Петровичами". Один из них и оказался в Чебоксарах.
Еще к одному экспонату, трактору СХТЗ 15/30, с особым вниманием относятся представительницы прекрасного пола. На такой машине ставила рекорды Паша Ангелина, самая знаменитая трактористка на свете, имевшая множество последовательниц. В Великую Отечественную войну и много лет после нее женщинам пришлось заменять за рулем мужчин, ушедших на фронт, погибших или покалеченных.
Музейщики ведут подбор историй о таких героических труженицах тыла, принимают фото и аудиозаписи из семейных архивов. А еще организуют выступление женской бригады "имени П. Ангелиной". Девушки в комбинезонах с озорной надписью "Пашу как трактор!" выступают на ретромашинах во время городских и республиканских праздников, выезжают на Дни поля в другие регионы.
От мам не отстают и дети, активно участвуя в клубе "Четруша" (ЧЕТРА - Чебоксарский трактор, известный технический бренд). За руль им еще рано, а вот популяризировать инженерные профессии в самый раз.
Юные создатели видеоролика "Трактор ты мой заводной!", занявшего в 2017 году первое место в конкурсе "Диво России", уже выросли, но их младшие братики и сестрички поют, танцуют и строят собственные амбициозные планы. Выигрывают гранты, реализуют проекты, растут продвинутыми пользователями, предпочитая высокотехнологичный симулятор бульдозера статичным объектам экспозиции.
Музей проводит конкурс самодельной техники "Кулибин XXI века", который регулярно собирает мастеров-самоучек со всей страны. Участники представляют собственные самоходные агрегаты. Любители нестандартной техники на такие выставки валят валом и потом еще долго обсуждают удачные и неудачные инженерные решения, способы добычи запчастей, показатели расхода топлива и другие технические моменты. Одну из таких самоделок, больше всего похожую на мини-трактор, музей даже купил.
Экскурсия в поле
Сейчас музей при поддержке благотворительного фонда открывает мини-цеха на своей территории, реставрирует ретротехнику и организует реконструкцию событий, связанных с тракторами.
- Прошлым летом провели мероприятия в Аликовском и Вурнарском муниципальных округах Чувашии с демонстрацией сбора урожая, осенней пахоты, сева озимых. Для наглядности делали это вручную и механизированным способом, с конной жнейкой, сеялкой и трактором, - рассказал Альберт Сергеев.
Такие представления с экскурсами в историю пока большая редкость, но на них есть спрос. В этом году музей планирует выезд в Саратовскую область для участия в XI открытом чемпионате России по пахоте с исторической ретроспективой "Эволюция тягловой силы".
Ну и, кроме того, музейщики не только охотно участвуют в различных всероссийских выставках, но и приглашают сотрудников других технических музеев объединяться, обмениваться идеями, лучшими практиками и экспонатами из запасников. К примеру, сейчас собрана информация о тракторах, стоящих на пьедесталах по всей стране. Многие из этих памятников труду находятся в плачевном состоянии, таблички на них или не читаются, или совсем отсутствуют.
Запрос из Чебоксар активизировал работу местных краеведов, которые стали присылать интересные истории, архивные выписки, фотографии. На основе этой информации сотрудники музея мечтают выпустить карту тракторных достопримечательностей: заводов, памятников, частных и государственных музеев. По их мнению, это могло бы стать популярным маршрутом для внутреннего туризма, темой для патриотического воспитания молодежи.