Будущий композитор родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в родовом имении отца, потомка древнего княжеского рода, ветви, происходящей от Рюриковичей.
Мальчика с раннего детства учили игре на фортепиано - сначала с ним занималась мама, а затем профессиональный учитель. В семь лет Модест освоил произведения Листа, участвовал в домашних концертах.
Он очень любил русские сказки, которые ему рассказывала няня. "Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано", - рассказывал композитор в своей биографии. Впоследствии эта любовь скажется на его творчестве.
Дед и прадед Мусоргского были офицерами, поэтому детям в семье пророчили военную карьеру. Десятилетнего Модеста и его старшего брата Филарета отправили в Петербург. Будущий композитор учился в известной школе Петришуле, изучал иностранные языки, брал уроки игры на фортепиано, выступал на домашних концертах.
В 12 лет он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учился хорошо, параллельно начал писать музыку. Первое произведение Мусоргского называлось "Porte-enseigne polka" (полька "Подпрапорщик") - это была пьеса для фортепиано.
Модест, как и хотел его отец, стал военным - после юнкерской школы он начал служить в Преображенском полку, продолжая заниматься музыкой. Но его жизнь перевернуло знакомство с Александром Даргомыжским и Александром Бородиным: Мусоргский вошел в знаменитый кружок "Могучая кучка", который был образован Милем Балакиревым.
"Соединить военную службу с искусством - дело мудреное", - писал Модест и в 1858 году решился выйти в отставку, посвятить себя композиторскому делу.
Мусоргский много учился, писал романсы и песни на народные темы, что было необычно для молодого человека, вхожего в светское общество. Его инструментальное произведение "Интермеццо" оказалось вдохновлено картинкой из жизни крестьян в родной Псковской губернии.
В своей биографии композитор вспоминал: "Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая "шагающая вверх и вниз" мелодия а-ля Бах".
Модест продолжил писать "народные картинки", в число которых вошла "Иванова ночь на Лысой горе" для оркестра - это произведение автор много раз переделывал, но оно ни разу не было исполнено при его жизни.
Вокальный цикл "Детская", включавший семь пьес, сделал Мусоргского известным за границей; его высоко оценил Ференц Лист. Далее русский композитор сделал попытку создать оперу "Саламбо" (основа - роман Гюстава Флобера), но так ее и не дописал. В итоге это произведение стало частью единственной оперы, которую Мусоргский закончил полностью - "Борис Годунов".
Этим грандиозным произведением композитор начал заниматься в 1868 году. Либретто он писал сам, основывался на трагедию Пушкина, а также "Историю государства Российского" Карамзина. В изначальном варианте в опере должно было быть два действующих лица - царь и народ. Но такой вариант (а, точнее, новаторская, не каноническая по тем временам музыка) не устроил дирекцию императорских театров. Ее члены отказали Мусоргскому "из-за отсутствия центральной женской партии".
Композитор не сдался, и в 1872 году представил второй вариант, с героиней Мариной Мнишек, любовной линией и переработанным финалом. К этому времени отрывки из оперы Мусоргского уже исполнялись на большой сцене, но Мариинский театр постановку отверг. Помогла только поддержка труппы и оперной певицы Юлии Платоновой - она настояла на включении "Бориса Годунова" в ее бенефис.
В итоге премьера главного произведения композитора состоялась 27 января 1874 года.
Публика была в восторге, критики возмущались, что автор представил народ "глупыми, простыми, ни на что не годными людьми". Поэтому оперу поставили в театре всего 15 раз за восемь лет.
В 1896 году "Бориса Годунова" вернули на сцену в редакции друга Мусоргского, композитора Николая Римского-Корсакова. Существует не менее семи версий этой оперы, в числе которых есть вариант Дмитрия Шостаковича.
Зарубежная премьера "Бориса Годунова" прошла в Париже в 1908 году. Сегодня это одна из самых известных русских опер, которые ставятся на мировых сценах. В одной из дореволюционных постановок заглавную партию исполнял Федор Шаляпин.
Многие широко известные ныне произведения Мусоргского не были приняты его современниками. "Картинки с выставки", "Без солнца", "Песни и пляски смерти" были новаторскими, но их критиковали даже друзья из "Могучей кучки".
Вторая историческая опера композитора - "Хованщина" (ее Мусоргский начал писать до "Бориса Годунова") - также была много раз отредактирована Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским, Равелем. В основе либретто - события 1682 года, переломный период в жизни Руси.
Окончательно оперу дописал Римский-Корсаков. Но Мариинский театр отказался ставить "Хованщину" на своей сцене, в итоге премьера состоялась в любительском музыкальном кружке.
Одно из последних произведений - оперу "Сорочинская ярмарка" - Мусоргский также закончить не успел. Из-за нехватки денег, композитор служил в разных ведомствах. Он пристрастился к алкоголю, жил в имении брата, у знакомых. В 1879 году он отправился в поездку на юг с певицей Леоновой - аккомпанировал ей на выступлениях. Но по возвращению домой его отчислили со службы, он снова начал пить.
Одна из последних встреч у Мусоргского случилась с художником Репиным. По воспоминаниям, 2 марта 1881 года в столичный Николаевский военный госпиталь пришел посетитель с холстом. Он пришел к давнему другу, госпитализированному с нервным истощением и белой горячкой. Тогда Репин написал широко известный и единственный прижизненный портрет Мусоргского. Композитор скончался от удара 28 марта 1881 года. Ему было всего 42 года.
"Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться". Цитата из письма Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 года.
Мусорянин (так звали композитора друзья) был отзывчивым, тонко чувствующим и очень одиноким человеком. Всю жизнь пробыл холостяком. По слухам, когда-то он любил певицу, которая жестоко разбила ему сердце. Еще одна неподтвержденная история связана с Надеждой Опочининой, которая была старше композитора на 18 лет - ей он посвятил многие свои произведения.
Похоронен композитор на средства известного мецената Терентия Филиппова, которому он завещал права на издание своих произведений, на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Интересные факты
- Модест Мусоргский писал музыку медленнее своих коллег - он не делал предварительных набросков, долго все обдумывал и записывал уже готовое произведение.
- В числе фильмов, где звучит музыка Мусоргского, сериал "Симпсоны", фильмы "Древо жизни", "После прочтения сжечь", "Дракула 2000", "Большой Лебовски", "Лолита", "Прирожденные убийцы" и многие другие.
- Композитор свободно владел немецким и французским языками, хорошо читал по-гречески и по латыни, обладал отличным баритоном и охотно пел.
- Оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для, того, чтобы более точно передать выразительность музыки.