21.03.2024 12:45
"Родина"

"Мусорянин" из рода Рюриков: 185 лет назад зажглась звезда Модеста Мусоргского

Текст:  Виктория Чернышева
Модеста Мусоргского называют композитором, опередившим время. Он не был принят современниками, но сегодня считается третьим по частоте исполнения произведений русским композитором в мире. Его опера "Борис Годунов" не принесла богатства, но прославила имя Мусоргского на весь мир.
Мусоргский М.П., 1881 г. / Матэ В.В.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Будущий композитор родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в родовом имении отца, потомка древнего княжеского рода, ветви, происходящей от Рюриковичей.

Мальчика с раннего детства учили игре на фортепиано - сначала с ним занималась мама, а затем профессиональный учитель. В семь лет Модест освоил произведения Листа, участвовал в домашних концертах.

Он очень любил русские сказки, которые ему рассказывала няня. "Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано", - рассказывал композитор в своей биографии. Впоследствии эта любовь скажется на его творчестве.

Модест Мусоргский в Школе гвардейских подпрапорщиков.

Дед и прадед Мусоргского были офицерами, поэтому детям в семье пророчили военную карьеру. Десятилетнего Модеста и его старшего брата Филарета отправили в Петербург. Будущий композитор учился в известной школе Петришуле, изучал иностранные языки, брал уроки игры на фортепиано, выступал на домашних концертах.

В 12 лет он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учился хорошо, параллельно начал писать музыку. Первое произведение Мусоргского называлось "Porte-enseigne polka" (полька "Подпрапорщик") - это была пьеса для фортепиано.

Модест, как и хотел его отец, стал военным - после юнкерской школы он начал служить в Преображенском полку, продолжая заниматься музыкой. Но его жизнь перевернуло знакомство с Александром Даргомыжским и Александром Бородиным: Мусоргский вошел в знаменитый кружок "Могучая кучка", который был образован Милем Балакиревым.

"Соединить военную службу с искусством - дело мудреное", - писал Модест и в 1858 году решился выйти в отставку, посвятить себя композиторскому делу.

Мусоргский много учился, писал романсы и песни на народные темы, что было необычно для молодого человека, вхожего в светское общество. Его инструментальное произведение "Интермеццо" оказалось вдохновлено картинкой из жизни крестьян в родной Псковской губернии.

В своей биографии композитор вспоминал: "Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая "шагающая вверх и вниз" мелодия а-ля Бах".

Модест продолжил писать "народные картинки", в число которых вошла "Иванова ночь на Лысой горе" для оркестра - это произведение автор много раз переделывал, но оно ни разу не было исполнено при его жизни.

Вокальный цикл "Детская", включавший семь пьес, сделал Мусоргского известным за границей; его высоко оценил Ференц Лист. Далее русский композитор сделал попытку создать оперу "Саламбо" (основа - роман Гюстава Флобера), но так ее и не дописал. В итоге это произведение стало частью единственной оперы, которую Мусоргский закончил полностью - "Борис Годунов".

Этим грандиозным произведением композитор начал заниматься в 1868 году. Либретто он писал сам, основывался на трагедию Пушкина, а также "Историю государства Российского" Карамзина. В изначальном варианте в опере должно было быть два действующих лица - царь и народ. Но такой вариант (а, точнее, новаторская, не каноническая по тем временам музыка) не устроил дирекцию императорских театров. Ее члены отказали Мусоргскому "из-за отсутствия центральной женской партии".

Композитор не сдался, и в 1872 году представил второй вариант, с героиней Мариной Мнишек, любовной линией и переработанным финалом. К этому времени отрывки из оперы Мусоргского уже исполнялись на большой сцене, но Мариинский театр постановку отверг. Помогла только поддержка труппы и оперной певицы Юлии Платоновой - она настояла на включении "Бориса Годунова" в ее бенефис.

В итоге премьера главного произведения композитора состоялась 27 января 1874 года.

Публика была в восторге, критики возмущались, что автор представил народ "глупыми, простыми, ни на что не годными людьми". Поэтому оперу поставили в театре всего 15 раз за восемь лет.

В 1896 году "Бориса Годунова" вернули на сцену в редакции друга Мусоргского, композитора Николая Римского-Корсакова. Существует не менее семи версий этой оперы, в числе которых есть вариант Дмитрия Шостаковича.

Музыка в цвете моря: 180 лет назад родился Николай Римский-Корсаков

Зарубежная премьера "Бориса Годунова" прошла в Париже в 1908 году. Сегодня это одна из самых известных русских опер, которые ставятся на мировых сценах. В одной из дореволюционных постановок заглавную партию исполнял Федор Шаляпин.

Многие широко известные ныне произведения Мусоргского не были приняты его современниками. "Картинки с выставки", "Без солнца", "Песни и пляски смерти" были новаторскими, но их критиковали даже друзья из "Могучей кучки".

Вторая историческая опера композитора - "Хованщина" (ее Мусоргский начал писать до "Бориса Годунова") - также была много раз отредактирована Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским, Равелем. В основе либретто - события 1682 года, переломный период в жизни Руси.

Окончательно оперу дописал Римский-Корсаков. Но Мариинский театр отказался ставить "Хованщину" на своей сцене, в итоге премьера состоялась в любительском музыкальном кружке.

Одно из последних произведений - оперу "Сорочинская ярмарка" - Мусоргский также закончить не успел. Из-за нехватки денег, композитор служил в разных ведомствах. Он пристрастился к алкоголю, жил в имении брата, у знакомых. В 1879 году он отправился в поездку на юг с певицей Леоновой - аккомпанировал ей на выступлениях. Но по возвращению домой его отчислили со службы, он снова начал пить.

Почему источником своего вдохновения композитор Мусоргский считал водку

Одна из последних встреч у Мусоргского случилась с художником Репиным. По воспоминаниям, 2 марта 1881 года в столичный Николаевский военный госпиталь пришел посетитель с холстом. Он пришел к давнему другу, госпитализированному с нервным истощением и белой горячкой. Тогда Репин написал широко известный и единственный прижизненный портрет Мусоргского. Композитор скончался от удара 28 марта 1881 года. Ему было всего 42 года.

"Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться". Цитата из письма Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 года.

Мусорянин (так звали композитора друзья) был отзывчивым, тонко чувствующим и очень одиноким человеком. Всю жизнь пробыл холостяком. По слухам, когда-то он любил певицу, которая жестоко разбила ему сердце. Еще одна неподтвержденная история связана с Надеждой Опочининой, которая была старше композитора на 18 лет - ей он посвятил многие свои произведения.

Похоронен композитор на средства известного мецената Терентия Филиппова, которому он завещал права на издание своих произведений, на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Интересные факты

Судьбы