Как сообщили в пресс-центре ОГУ имени И.С. Тургенева, в рамках проекта будут опубликованы воспоминания о студентах, преподавателях и сотрудниках, которые с 1941 по 1945 годы на фронте и в тылу приближали Победу. Цикл открывает публикация о том, как тогда еще Орловский педагогический и учительский институт встретил Великую Отечественную войну. Она отражает ситуацию, в которой оказались и другие вузы страны.
Сообщается, например, что перед войной в институте работали 13 кафедр, на которых слушателей обучали по 11 специальностям. С 1935 по 1941 годы институт выпустил 1212 учителей для семилетних и средних школ. Однако налаженная работа с началом войны изменилась, причем первый важный документ по этому поводу был издан уже 23 июня 1941 года, то есть на второй день войны.
Это было постановление Военного Совета Орловского военного округа, согласно которому работу в Орловском государственном педагогическом и учительском институтах с 26 июня 1941 года было решено начинать с 8 часов утра.
"В первые дни войны Народный комиссариат просвещения РСФСР, Центральный комитет профсоюза работников высшей школы и научных учреждений обратились ко всем работникам просвещения с горячим призывом подчинить всю свою деятельность нуждам обороны страны, - сообщили в пресс-центре ОГУ. - Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР, председателем которого являлся С.В.Кафтанов, с целью скорейшего выпуска специалистов были пересмотрены учебные планы и программы, 1941/1942 учебный год начался 1 августа".
Кроме того, вузы перешли с четырехлетнего на трехлетнее обучение, для чего в оперативном порядке разрабатывались компактные учебные планы. Учебные группы объединялись в большие потоки, а по общим дисциплинам составлялось единое факультетское расписание, что позволяло экономить и силы, и время.
Изменения коснулись и программы физической подготовки студентов. Она начала действовать с августа 1941 года в соответствии с постановлением ГКО "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР". По сути, это была программа не физической, а военной подготовки, так как она предусматривала совершенствование навыков одиночного бойца и отработку его действий в составе отделения и взвода.
"При подготовке студенток внимание уделялось обучению их стрельбе из мелкокалиберной винтовки, давались знания и навыки, необходимые для работы сандружинницами, радистками, телеграфистками и телефонистками для войсковых штабов, - сообщили в Орловском госуниверситете. - Такой темп выдержать было непросто, повсеместно было отмечено снижение успеваемости. Постановлением СНК СССР от 18 июня 1942 года с начала 1942/1943 учебного года был осуществлен возврат к учебным планам довоенного времени".