Этот образ отличается значительными размерами - 215 × 140 см - и выразительностью письма. В центре иконы изображен величественный благословляющий Спаситель с раскрытым Евангелием в левой руке; на переднем плане - коленопреклоненные святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.
В Государственном историческом музее отмечают, что с большой долей вероятности эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века. Часовня находилась в ведении священников храма Василия Блаженного.
Часовню снесли в 1925 году, очевидно, тогда образ перенесли в храм.
- Многие десятилетия почитаемый образ Спасителя из часовни считался утраченным. Благодаря обретению и реставрации иконы на Спасской башне, появилась возможность провести сравнительный анализ надвратного образа и иконы из часовни, которая являлась его копией. Оказалось, что обе иконы имеют практически одинаковые размеры, - приводит слова заведующей музеем "Покровский собор" Татьяны Сарачевой пресс-служба Исторического музея.
Летом 1521 года Москву осаждали войска крымского хана Магмет-Гирея. Митрополиты Петр, Алексий, Иона и другие святые покровители Москвы покидали Кремль через Фроловские (Спасские) ворота и уносили икону Владимирской Богоматери. В воротах им было видение: святителей встретили преподобные Сергий и Варлаам и, упав на колени, умолили их вернуться и не бросать в трудную минуту своей паствы.
Вскоре после видения, стало известно, что Магмет-Гирей без боя снял осаду. По преданию, вскоре после чудесного избавления Москвы, над проездом Фроловских ворот Московского Кремля был выполнен образ Спасителя с припадающими к его ногам Сергием и Варлаамом. Он считался чудотворным и пользовался народным почитанием. В 1658 году Фроловские ворота переименовали в Спасские.
Исторический музей планирует провести комплекс реставрационных работ древнего образа.