Биографическая справка
Иван IV Васильевич Грозный (1530-1584), великий князь "всея Руси" (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын Василия III и Елены Глинской, внук Ивана III. С конца 1540-х годов правил с участием Избранной рады - кружка ближайших сановников, ориентированных на проведение реформ. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник (1550).
Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Для укрепления самодержавия введена опричнина (1565). Установились торговые связи с Англией (1553). Создана первая типография в Москве. Велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю (1558-1583). Началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика сопровождалась массовыми репрессиями и усилением закрепощения крестьян.
Царский титул
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Великий Князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский (имеется в виду Волжская Булгария, ныне - территория Татарстана) и иных, Великий Князь Новагорода Низовские земли (Нижнего Новгорода), Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский (имеются в виду северо-восточные земли Московского государства - Предуралье и Зауралье), и иных, и всея Сибирские земли и Северные страны Повелитель, и государь земли Вифлянской (Лифляндии) и иных.
Долгое правление в меняющемся мире
С формальной точки зрения Иван IV является абсолютным лидером по срокам монархического правления в государстве Российском. Унаследовав верховную власть в возрасте трех лет, он находился на престоле 50 лет, 3 месяца и 25 дней.
Иван IV родился, жил и царствовал в эпоху, которую современные историки именуют ранним Новым временем. Были открыты новые дороги в океане. Мир стремительно менялся. Государственные границы оставались чрезвычайно подвижными. Османская империя находилась на вершине своего могущества, имела владения не только в Азии, но и в Европе. Хотя в Западной Европе водворился относительный баланс сил, крупные державы (поочередно Испания, Франция, Англия) боролись за европейскую и мировую гегемонию - и в годы правления Ивана IV исход этой борьбы еще не был ясен.
Иван IV появился на свет через год после осады турками-османами Вены в 1529-м, за два года до начала завоевания державы инков испанцами во главе с Франсиско Писарро и за четыре года до открытия Канады Жаком Картье. Ему исполнилось пять лет, когда произошло образование вице-королевства Новая Испания, а спустя четыре года после смерти царя, в 1588-м, английский флот нанес поражение испанской "Непобедимой армаде".
И все это время война продолжала оставаться наиболее эффективным и едва ли не единственным способом решения международных споров, а ничем и никем не ограниченное насилие - универсальным методом государственного управления внутри страны.
Война как аргумент
В год смерти Ивана Грозного родился выдающийся нидерландский юрист, философ и историк Гуго Гроций, чья знаменитая книга "О праве войны и мира" (1625) стала первым систематическим изложением теории международного права.
В этом капитальном труде политический мыслитель с нескрываемой грустью констатировал: "Я наблюдал, как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это, как будто, в соответствие общему решению, безумие даёт всем свободу совершать любые преступления".
У Ивана IV были основательные причины для ведения многочисленных и продолжительных войн: царь стремился обезопасить границы государства и обеспечить стране выход к Балтийскому морю. Именно при нем был намечен этот чрезвычайно важный вектор российской внешней политики, на века опередивший свое время и успешно реализованный лишь императором Петром Великим в XVIII веке.
Граф Алексей Константинович Толстой в трагедии "Смерть Иоанна Грозного" вложил в уста царя такие слова, объясняющие его державные замыслы.
- Как прибыльней для царства моего,
- Так я чиню и не печалюсь тем,
- Что скажет тот иль этот обо мне!
- Не на день я, не на год устрояю
- Престол Руси, но в долготу веков;
- И что вдали провижу я, того
- Не видеть вам куриным вашим оком!
Теоретическая база насилия
Иван IV был сыном своего времени. Гуманистические идеалы пребывали в зародыше, до их возникновения и укоренения было еще очень далеко. Человеческая жизнь никем не рассматривалась в качестве самодостаточной ценности. И когда в результате допущенных ошибок решительные успехи на поле брани в Ливонии и на дипломатическом поприще сменились поражениями, Иван IV квалифицировал это как измену и стал "перебирать людишек". Последовали казни в ближайшем окружении государя.
Князь Андрей Михайлович Курбский, друг юных лет царя, справедливо опасаясь за свою безопасность и страшась весьма вероятной казни, бежал в Литву. В послании царю князь обвинил Ивана IV в жестоких казнях и пролитии "святой" боярской крови. Как утверждал Курбский, этими необоснованными казнями государь "затворил царство Русское… словно в адовой твердыне".
Ответ Ивана IV был весьма характерен: царь - помазанник Божий, поставленный им на царскую степень, что дает ему неоспоримое право казнить и миловать "своих холопий" по своему разумению. На земле нет и не может быть никаких судей его деяниям. Судьей всех его поступков может быть лишь Бог на небесах. Иными словами, государю по самому факту его рождения принадлежит монопольное право на насилие, которому не вправе противиться его подданные.
Пройдет ряд десятилетий после смерти Ивана Грозного, и основоположник теории международного права Гуго Гроций подведет под эту идею правовую базу: "Все по природе имеют право противиться причинению им насилия. Но так как государство установлено для обеспечения общественного спокойствия, то ему принадлежит некое верховное право над нами и нашим достоянием, поскольку это необходимо для осуществления государственных целей. Поэтому государство и может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественного мира и государственного порядка. А что государству угодно именно это, в том не может быть сомнения, так как иначе оно не может осуществлять свою цель. Ибо если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа…"
Отрицая за своими поддаными право судить о поступках монарха, давая им оценку, сам царь Иван IV в письме императору Священной Римской империи Максимилиану II решительно осуждал массовые избиения гугенотов во время Варфоломеевской ночи (1572). Такой вот исторический парадокс, который очень плохо монтируется с расхожим обликом Ивана Грозного как беспощадного и едва ли не полоумного тирана.
Иван IV в искусстве - убил или не убил?
Историки обоснованно обвиняли и продолжают обвинять Ивана IV в совершенных им многочисленных преступлениях, включая убийство ударом посоха в висок собственного сына и наследника царевича Ивана Ивановича. Хотя традиционная версия смерти царевича от рук отца в ходе семейной ссоры время от времени подвергается критике, исторические живописцы неоднократно к ней обращались. Вспомним наиболее известные полотна:
- Илья Ефимович Репин - "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885).
- Вячеслав Григорьевич Шварц - "Иоанн Грозный у тела убитого им сына" (1864).
- Николай Семёнович Шустов - "Иоанн Грозный у гроба убитого им сына" (1860-е гг.).
В переломные моменты отечественной истории художники, скульпторы и писатели постоянно обращались к противоречивой фигуре Ивана Грозного, вглядывались в его эпоху и стремились найти ответы на злободневные вопросы своего времени. В период Великих реформ, когда в государстве Российском "всё переворотилось и только теперь укладывается", не только талантливые художники Шварц и Шустов стремились запечатлеть на полотне царя.
Марк Матвеевич Антокольский создал величественный скульптурный портрет Ивана Грозного, поразивший современников - от Александра II и президента Императорской Академии художеств великой княгини Марии Николаевны до основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова.
Алексей Константинович Толстой, стремясь разгадать загадку этой крупной исторической фигуры, написал балладу "Василий Шибанов", трагедию "Смерть Иоанна Грозного", роман "Князь Серебряный". Не забыл он упомянуть царя и в стихотворной сатире "Истории государства Российского…":
- Приёмами не сладок,
- Но разумом не хром;
- Такой завёл порядок,
- Хоть покати шаром!
Актуальный Грозный
Когда советский режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снимал двухсерийный художественный фильм "Иван Грозный", то написанный Эйзенштейном сценарий утверждал лично Сталин. Если первая серия фильма была удостоена Сталинской премии I степени, то вторая серия была запрещена к показу. Сталин, которому принадлежала идея создания исторического фильма о первом русском царе, увидел нежелательные исторические параллели между насилием, к которому прибегал Иван Грозный, и репрессиями в годы Большого террора.
И в эпоху Сталина, и в годы оттепели Иван Грозный воспринимался не как исторический персонаж из давно прошедшего времени, никак не связанного с настоящим, а как чрезвычайно актуальная политическая фигура, не утратившая своей злободневности.
Это иллюзия, что первый русский царь скончался 440 лет тому назад. Иван Грозный продолжает оставаться нашим современником. Отношение к нему - это ориентир в быстро меняющемся мире, базис системы ценностей, основа мировоззрения.
Именно поэтому гениальная картина Репина, созданная после убийства народовольцами Александра II, стала первым в истории отечественной культуры живописным полотном, запрещенным цензурой к публичному показу, а затем, в такие разные времена, - в 1913 и 2018 годах - подвергшимся атаке вандалов, желавших уничтожить грандиозную картину, обладающую колоссальной силой эмоционального воздействия на зрителя.