Для нынешних россиян греческий остров Корфу - чудный курортный уголок. Субтропический климат, ласковое море, сосновые леса и оливковые рощи на прогретой солнцем земле, отлаженная инфраструктура...
А вот первым увидевшим Корфу русским - черноморским морякам эскадры вице-адмирала Федора Федоровича Ушакова - раем он не казался.
Нелюбезное Средиземноморье
С 24 октября (4 ноября) 1798 года по 18 февраля (1 марта) 1799-го они блокировали занятую французами крепость Корфу на восточном берегу острова.
Часть русских судов окружала полукольцом рейд, что к северу от крепости, - стоя на якорях либо крейсируя взад-вперед. По ночам вокруг полукольца курсировали шлюпки с вооруженными матросами.
Отряд капитана 1 ранга Дмитрия Сенявина крейсировал у южного выхода из пролива Корфу - отделяющего остров от материка.
Морские пехотинцы из батальонов подполковника Скипора и майора Бриммера (официальные названия этих частей морской пехоты - при Павле I воинские части именовались по их шефам или, как в данном случае, командирам).
и морские артиллеристы из судовых команд осаждали крепость с суши - сидя на батареях, в окопах и за сложенными из деревьев завалами.
Отражая вылазки французов
И все это промозглой, сырою средиземноморской осенью и зимой.
При том что сырости на дурно построенных русских судах и так хватало. Слишком тонкие гвозди, крепившие второй слой наружной обшивки, проржавели уже так, что то и дело рассыпались; доски, соответственно, отваливались, обнажая "настоящую обшивку" - пазы между досками которой не конопатились, - и суда нещадно текли... А из средств просушки и обогрева на них была лишь кирпичная камбузная печь, на которой готовили пищу и которую топили лишь в строго определенные часы.
Железные печи в жилых палубах тогда ставили лишь на судах, отправляемых в высокие широты (например, на шлюпах "Восток" и "Мирный", открывших в 1820-м Антарктиду). А на прочих - только с 1831 года1...
Сырость и холод усугублялись тем, что матросы, морские пехотинцы и морские артиллеристы "крайнюю нужду терпели, не имея платья и обуви"2. Положенных им к выдаче в 1798 году камзолов, бострогов, голландских рубах, мундиров, брюк и сапог они не получили, а старые износились.
То и дело заканчивалась провизия - то сухари, то горох, фасоль и крупы (из коих варили похлебки и каши), то закладывавшиеся в варево соленое мясо (говядина или свинина) и масло (топленое коровье или оливковое), то дезинфицировавший пищу уксус, то спасавшие от тех же желудочно-кишечных заболеваний, простуды и усталости красное вино (им заменяли здесь положенное морякам пиво) и водка... Союзники-турки никак не могли наладить возложенное на них снабжение русской эскадры.
Но что занесло сюда русских моряков?
Волею Павла Первого
Оказались у Корфу русские моряки благодаря оскорбленным чувствам Павла I. Чувствам христианина, рыцаря, апологета абсолютной монархии - не позволявшим ему спокойно взирать на Великую Французскую революцию 1789-1799 годов и на экспорт ее в другие страны.
И потому Павел отозвался в августе 1798-го на просьбу Турции (у которой генерал Бонапарт только что захватил Египет) и вступил в борьбу "противу врагов всех царств и разрушителей всеобщего порядка"; "противу" "буйного народа, истребившего не токмо в пределах своих веру и Богом установленные правительство и законы" и "разрушившего все правила честности и все связи общежития, но и у соседственных народов..."3
И послал в Средиземное море на помощь туркам (а равно давно уже воевавшим с Францией англичанам) эскадру Ушакова.
Ее главные силы (придав им турецкую эскадру Кадыр-бея) нацелили на Ионические острова, что у западного побережья Греции. Населенные греками, они принадлежали Венецианской республике, но в 1797-м были оккупированы французами - сделавшими их своей базой в восточном Средиземноморье.
...28 сентября - 1 октября (9-12 октября) 1798 года отряд капитан-лейтенанта Ивана Шостака овладевает расположенным на отлете от прочих, у южной оконечности Греции, островом Цериго (Китира, здесь и далее приведены принятые тогда в России итальянские названия островов, а в скобках - греческие). "Ревностное рвение" фузелеров и гренадер морской пехоты капитана Даниила Никонова (из батальона подполковника Скипора) - и "преодолены" овраги и усеянные острыми камнями горы; "пушки и прочие тягости большею частию перенесены на плечах"... Огонь десантных пушек лейтенанта морской артиллерии Егора Ганфельда и фрегата "Счастливый" (капитан-лейтенант Григорий Белли) - и крепость Капсала выбрасывает белый флаг4...
13 (24) октября, после обстрела с линейного фрегата "Григорий Великой Армении" (капитан-лейтенант Иван Шостак) и "Счастливого", эскадра высаживает морских пехотинцев майора Петра Иванова и ведомых русским лейтенантом Егором Метаксой турок на остров Занте (Закинф). Мелководье и камни не позволяют шлюпкам пристать к берегу - но "жители острова сбежались к тому месту во множестве, бросались в воду и, не допустив солдат наших и турок переходить водою", "переносили их на берег на руках"5... Десант устремляется к крепости, где засели французы, - и те сдаются...
15 (26) октября отряд капитана 2 ранга Ивана Поскочина высаживает десант на остров Кефалония - и укрывшийся в тамошней крепости враг капитулирует...
2 (13) ноября Ушакову сдается гарнизон острова Санта-Мавра (Лефкас) - осажденный морской пехотой и морскими артиллеристами капитана 1 ранга Дмитрия Сенявина.
Под русский контроль переходят и острова Пакси (Паксос) и Итака - та самая Итака, где тридцатью веками ранее правил воспетый Гомером Одиссей.
А вот Корфу (Керкира) - где постепенно собирается вся эскадра - быстро не взять.
Атаковать!
Засевших в здешней крепости французов не 50 (как на Цериго) и не 500 (как на Санта-Мавра) - а, по русским оценкам, 3000-3500. А морской пехоты у Ушакова - даже после того, как его старый сподвижник контр-адмирал Павел Пустошкин привел из Черного моря еще два линейных корабля, - менее 20006.
При этом у Корфу еще к февралю нет и 10007. Ведь морская пехота разбросана по судам: это часть их команд. А часть судов ушла с Пустошкиным к Венецианскому заливу и берегам Далмации - чтобы не дать врагу доставить на Корфу подкрепления...
Осадной артиллерии нет, а у свезенных на берег судовых орудий портятся станки: они не предназначены для стрельбы с грунта. Да и снарядов на эскадре всего один боекомплект8.
Словом, пока можно лишь создавать условия для взятия крепости - возводить на острове батареи и овладеть укрепленным островком Видо9. На нем высота, с которой можно простреливать всю крепость.
Да и это не сделать сразу. Батареи надо строить - и оборонять их пехотой! - прямо сейчас: иначе враг будет свободно выходить из крепости и пополнять запасы продовольствия. Для взятия Видо пехоты уже не хватит.
Опять надо ждать! Когда пехоту пришлют турки и когда вернется Пустошкин.
Турки присылают порядка 3000-4000 албанцев10, но почти вся эта бандитская вольница идти в бой отказывается...
Отряд Пустошкина возвращается к 14 (25) февраля.
И тут Ушаков решается рискнуть!
Атаковать крепость Корфу "с моря и с сухого пути решительно"11 даже при нехватке пехоты! Бросив на штурм (обучив стрельбе из ружей) матросов!
Задача-минимум - овладеть островом Видо и передовыми укреплениями крепости Корфу. Это может привести к сдаче всей крепости12.
И утром 18 февраля (1 марта) 1799 года главные силы Ушакова атакуют Видо.
"Под честный пароль"
Один за другим подходят к назначенным местам линейные корабли "Св. Павел" (флаг вице-адмирала Ушакова), "Св. Михаил" (флаг контр-адмирала Пустошкина), "Мария Магдалина", "Симеон и Анна", "Захарий и Елисавет", линейные фрегаты "Григорий Великой Армении", "Св. Михаил" (в Черноморском флоте было тогда два "Св. Михаила" - линейный корабль и фрегат), "Св. Николай", "Казанская Богородица", крейсерское судно "Панагия Апотуменгано", шхуна N 1 и два корабля, четыре фрегата, корвет и "бомбарда" турок.
Становятся на шпринг (то есть бросают якоря и с носа, и с кормы и соединяют их канаты канатом-шпрингом - чтобы ни ветер, ни течение не смогли развернуть судно, направившее орудия всего борта на цель). И открывают огонь.
Одновременно линейные корабли "Св. Петр" и "Богоявление Господне" и линейный фрегат "Навархия Вознесение Господне" начинают палить по судам на рейде Корфу - чтобы затруднить и подачу помощи гарнизону Видо, и эвакуацию его.
А линейный корабль "Св. Троица", линейный фрегат "Сошествие Св. Духа", акат "Св. Ирина", шебека "Макарий", турецкий корабль и сухопутные батареи палят по крепости Корфу.
...Под прикрытием огня на Видо высаживается со шлюпок десант - 730 морских пехотинцев из батальонов подполковника Скипора и майора Боаселя, 68 морских артиллеристов (прислуга десантных пушек), 610 матросов и до 750 турок13. Их ведут подполковник Антон Скипор и майоры Боасель и Алексей Гамен.
Десант выбивает французов со всех их пяти батарей, из стрелковых окопов, из редута - и заставляет уходить в шлюпках на Корфу.
А на Корфу капитаны морской пехоты Евграф Кикин и Дмитриев ведут на штурм 577 морских пехотинцев из батальона майора Бриммера, 108 морских артиллеристов и матросов и сколько-то турок и албанцев14.
В упорном бою они овладевают передовыми укреплениями крепости Корфу - редутом Св. Рока и фортами Св. Сальвадора и Св. Авраама.
И - на "Св. Павел" прибывают на шлюпке французские парламентеры.
Чтобы обговорить условия сдачи...
20 февраля (3 марта) капитуляция Корфу подписана.
22-го (5-го) французы складывают оружие и знамена, передают крепость и суда русским и - отправляются во Францию. Под "честный пароль" (честное слово) в продолжение 18 месяцев не воевать против России и ее союзников.
(Это был "галантный век". Когда осенью 1798 года капитан-лейтенант Шостак прибыл на Корфу с предложением о сдаче, французские офицеры "приняли его с великим учтивством и на требование отвечали, что еще не видят, кому бы сдаться, и удивляются, что сего от них требуют; но при всем том угощали его обеденным столом, пили за его здоровье и после приглашали в театр и на ужин"15...)
Приоритеты и заветы
С конца 1940-х по конец 1990-х в отечественной историографии утверждалось, что при взятии Корфу Ушаков выступил в роли новатора - использовав флот не только для блокады приморской крепости с моря (как якобы было принято до него), но и для штурма ее - для артиллерийской подготовки штурма и атаки крепости десантом16.
В начале 2000-х военно-морской историк Виталий Дмитриевич Доценко показал, что это не так. Напомнив, что еще в июле 1704 года английский вице-адмирал Джордж Рук овладел испанской крепостью Гибралтар, подвергнув ее обстрелу с судов и высадив в нее десант. Что еще в ноябре 1739-го английский флот точно так же взял испанскую крепость Порто-Белло в Панаме17.
Добавим к этому, что Ушакова опередили и в русском флоте.
Сдача прусской крепости Мемель (ныне Клайпеда в Литве) 24 июня (5 июля) 1757 года, в Семилетнюю войну 1756-1763 годов, была ускорена тем, что ее обстреливали суда капитана 3 ранга Александра Вальронда (Валронта).
Адмирал Захар Данилович Мишуков в августе 1760-го попытался взять прусскую крепость Кольберг (ныне Колобжег в Польше) так же, как Ушаков Корфу, - бомбардировав ее с моря и высадив десант. А контр-адмирал Андрей Васильевич Елманов в июле 1773-го, в Русско-турецкую войну 1768-1774 годов, точно так же штурмовал крепость Будрум на средиземноморском побережье Малой Азии.
Да, эти попытки не удались. Но капитан 2 ранга Михаил Гаврилович Кожухов в июле - сентябре 1773-го сумел взять так турецкую крепость Бейрут в Ливане18.
Да, это заняло несколько недель. Но вот контр-адмирал Самуил Карлович Грейг еще 24 октября (4 ноября) 1772 года взял турецкую крепость Чешме (в той самой Чесменской бухте, где в 1770-м русские моряки уничтожили турецкий флот (об этом "Родина" писала в N 10 за 2020 год) не только по тому же сценарию, что и Ушаков, но и в те же сроки, - за один день19!
Однако Ушаков не просто повторял чужие рецепты! Исследователь его деятельности Владимир Дмитриевич Овчинников подметил, что после того, как франко-испанский флот провалил в сентябре 1782 года попытку взять у англичан Гибралтар, в Европе действительно утвердились в мысли, что флоту под силу лишь блокада приморских крепостей, а вот Ушаков не утвердился!
Несмотря на то, что лично наблюдал за подготовкой к штурму Гибралтара!
А может быть, именно потому, что наблюдал лично. И понял, в чем ошибки атаковавших и как их исправить20.
Не зря же он собирался брать не блокадой, а "силою" уже крепости на Цериго и Занте - и даже готов был сделать это одними "судами"! И лишь потому, что крепости оказались расположены слишком высоко над уровнем моря (так, что большей части судовых орудий не хватало для их обстрела угла возвышения) приказал сделать упор на обстрел и штурм с суши21...
А вообще дело не в приоритетах, а в том, что взятие Ушаковым Корфу стало образцом "до конца продуманной и логически завершенной военно-морской операции"22. Причем проведенной силами, не превосходившими силы противника. На штурм Корфу пошли около 3000 человек, а французов только в плен попало 293123 (а ведь были еще и убитые)...
PS. Корфу - вошедший в созданную Ушаковым Республику Семи Соединенных Островов - на целых восемь лет стал базой русского флота.
Отсюда эскадра вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (того, что командовал при взятии Корфу "Св. Петром") уходила бить французов к берегам Далмации в 1806 году и турок в греческий Архипелаг в 1807-м.
Только в июне 1807-го, проиграв войну с Наполеоном, Александр I вернул Корфу французам.
Но и по сей день местные жители и русские туристы возлагают цветы к памятнику адмиралу Федорову Ушакову в самом центре древнего Корфу...
- 1. История отечественного судостроения. Т. I. Парусное деревянное судостроение IX-XIX вв. СПб., 1994. С. 302.
- 2. Адмирал Ушаков. Т. II. М., 1952. С. 248.
- 3. Там же. С. 63, 65.
- 4. Там же. С. 122.
- 5. Там же. С. 144.
- 6. Там же. С. 116, 219, 331, 339; Тарле Е.В. Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800) // Тарле Е.В. Собр. соч. В 12 тт. Т. Х. М., 1959. С. 135.
- 7. Адмирал Ушаков. Т. II. С. 339.
- 8. Там же. С. 330, 335.
- 9. Там же. С. 219.
- 10. Там же. С. 412; Тарле Е.В. Указ. соч. С. 154-155.
- 11. Адмирал Ушаков. Т. II. С. 385, 428.
- 12. См.: Там же. С. 381, 423, 428, 457.
- 13. Там же. С. 474, 431.
- 14. Там же. С. 474-475.
- 15. Там же. С. 163.
- 16. См., напр.: Мордвинов Р.Н. Основные черты флотоводческого искусства Ушакова // Новаторы русского флота. М., 1949. С. 7; Овчинников В.Д. Федор Ушаков. М., 1998. С. 246.
- 17. Доценко В.Д. Тайны Российского флота. М.; СПб., 2005. С. 68.
- 18. См.: Материалы для истории русского флота. Ч. Х. СПб., 1883. С. 382, 540, 548, 554-559; Гребенщикова Г.А. Балтийский флот в период правления Екатерины II. СПб., 2007. С. 419-420, 425-427.
- 19. См.: Гребенщикова Г.А. Указ. соч. С. 397-398.
- 20. Овчинников В.Д. Адмирал Ф.Ф. Ушаков: влияние деятельности на строительство отечественного флота и развитие военно-морского искусства (вторая половина XVIII - начало XIX в.). Дисс. ... докт. ист. наук. М., 2014. С. 104; Овчинников В.Д. Личность адмирала Ушакова и влияние его деятельности на строительство и применение отечественного флота. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Саранск, 2019. С. 21.
- 21. См.: Адмирал Ушаков. Т. II. С. 115-117, 122, 124, 143.
- 22. Овчинников В.Д. Федор Ушаков. С. 248.
- 23. Адмирал Ушаков. Т. II. С. 422.