К концу 1813-го она прошла с боями Польшу и Германию, вовлекла - благодаря своим успехам и воле Александра I к победе - в антифранцузскую коалицию Пруссию, Швецию, Австрийскую империю, Баварию, Вюртемберг, Баден. И, вместе с их войсками, подошла к восточным границам Франции.
Борьба Европы с Наполеоном достигла кульминации. Около 900 тысяч ее солдат (из них 280 тысяч русских)1 воевали зимой 1814 года во Франции, Германии, Голландии, Бельгии, северной Италии - или подтягивались по оставшимся в тылу Польше и Испании. А у Наполеона осталось от силы 300 тысяч2.
Легко не будет
С ресурсами всей Европы Франция тягаться не могла. Ее медленно, но неумолимо сжимали клещами. С востока и севера - русские, пруссаки, австрийцы, шведы, баварцы, вюртембержцы. С юга - англичане, испанцы, португальцы.
Но Наполеон не падал духом. Это звучит банально, но это был великий полководец. В условиях крайней опасности его ум стал как никогда собран, реакция - обострена, воля - сжата в кулак! И кампания 1814 года во Франции стала для его противников не легкой прогулкой, а тяжелым испытанием.
В декабре 1813 - январе 1814-го они вторглись во Францию двумя армиями. Главная (русские, австрийцы, баварцы, вюртембержцы и баденцы; австрийский фельдмаршал Карл Филипп князь цу Шварценберг) - через Эльзас и Франш-Конте. А Силезская (русские и пруссаки; прусский генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер) - через Лотарингию. К концу января обе вышли в Шампань, на плато Лангр - с которого текут к Парижу реки Марна и Сена. Чтобы - по настоянию Александра I - идти на Париж.
Наполеон полагал, что вторжение последует через Бельгию, и сосредоточивал силы не на востоке, а на севере - но быстро "перестроил маршрут"! И 29 января 1814 года* у городка Бриенн обрушился на армию Блюхера. Это сражение при Бриенне задало тон всей кампании 1814-го.
Наполеон стремится бить врага по частям. Но если у него нет численного превосходства даже над частью (как при Бриенне), то он или терпит неудачу, или его победа оказывается неяркой, вымученной. Потому что его войска уже не те, что погибшие в России в 1812-м, а русские и немцы дерутся умело и стойко.
...Французы теснят русскую пехоту - но генерал-майор Алексей Никитин** останавливает их огнем быстро подтянутых 24 тяжелых орудий; кавалерия генерал-лейтенанта графа Петра фон дер Палена опрокидывает корпус маршала Виктора... Французы чуть не пленяют в замке Бриенн Блюхера - но едва не попадает в плен и Наполеон (на которого наткнулся казачий разъезд)...
В конце концов Блюхер отходит - но его армия не разгромлена. И к ней подошла армия Шварценберга.
В сражении с их превосходящими силами - 1 февраля, у деревни Ла-Ротьер, - Наполеон вообще терпит поражение. Русская пехота атакует под музыку и барабанный бой, Днепровский пехотный полк - и с песнями; Астраханский и Малороссийский гренадерские отражают контратаку французской гвардии; лихо рубят баварские и вюртембергские конные егеря...
Первый поход на Париж: фиаско в Шампани
И Шварценберг с Блюхером начинают поход на Париж. Первый - по долине Сены, а второй - по долине Марны.
Движение порознь чревато разгромом по частям - но как им идти вместе? Блюхер - отважный рубака, "генерал Вперед" (за это его, "генерала Брюхова", любили и русские солдаты), Наполеона он ненавидит всей душой! А Шварценберг не только чересчур осторожен, но и не заинтересован в полном разгроме Наполеона: кто же тогда будет противовесом России и Пруссии?
И Наполеон - заслонившись частью сил от Шварценберга - вновь устремляется на Силезскую армию. У него около 30 тысяч, а у Блюхера 563 - но как стратег пруссак ему не ровня. Блюхер разбрасывает свои корпуса на 70 километров вдоль Марны - чтобы с гарантией перехватить отходящий к Парижу корпус маршала Макдональда. То есть увлекается второстепенной целью в ущерб достижению главной.
Ну, и Наполеон бьет его по частям. За пять дней - четыре быстрых и точных укола шпагой!
10 февраля, пройдя через Сен-Гондские болота, он обрушивается у Шампобера на корпус генерал-лейтенанта Захара Олсуфьева. Тот держится до последнего; Наполеон в полной уверенности, что с ним дерутся не 3690 русских, а как минимум 18 тысяч4! Прикрывающие отход Апшеронский и Нашебургский пехотные полки, от которых остался едва батальон (600 человек), расстреляв все патроны, отбиваются от кавалерии штыками - но сдаться отказываются... Но, так или иначе, Олсуфьев разбит.
Быстрый бросок на запад - и 11 февраля, при Монмирале, невзирая на стойкость Псковского, Владимирского, Костромского и Тамбовского пехотных полков, разбит русский корпус генерала от инфантерии барона Фабиана фон дер Остен-Сакена.
Бросок на север, за отошедшим на прусский корпус генерала от инфантерии Людвига графа Йорка фон Вартенбурга Сакеном, - и 12 февраля, при Шато-Тьерри (где "легли костьми" Костромской и Тамбовский полки5), разбиты и Сакен, и Йорк...
Разворот на восток - и 14 февраля, при Этоже, разбит сам Блюхер (пошедший выручать своих с русским корпусом генерал-лейтенанта Петра Капцевича и прусским - генерал-лейтенанта Фридриха фон Клейста). У русских и новобранцы дерутся не хуже старых солдат - хладнокровно подпуская несущихся на них кирасир на 60 шагов (43 метра) и только тогда производя ружейный залп, - но сил у Наполеона больше... Армия Блюхера вынуждена отступать.
А Наполеон разворачивается на юг, против Шварценберга - которому до Парижа осталось два перехода. (И который мог бы уже и войти в Париж - если бы хотел...). Три дня - и еще два точных укола шпагой! (Благо разбросал силы и австриец.) 17 февраля, при Мормане, разбит русский отряд Палена. А 18-го, при Монтро, - вюртембергско-австрийский корпус. И отступает и армия Шварценберга...
Второй поход на Париж: срыв в Пикардии
"Лебедь, рак и щука"! Блюхер по-прежнему горит волей к победе, а Шварценберг добивать Наполеона не хочет... И второй поход на Париж начинает одна Силезская армия. Чтобы соединиться с подкреплениями, идущими из Голландии, Блюхер отклоняется к северу и из Шампани перемещается в Пикардию.
Однако и там его настигает вновь бросившийся за ним Наполеон! 7 марта, с 30 тысячами, он атакует под Краоном заслон Блюхера - 18-тысячный корпус генерал-лейтенанта графа Михаила Воронцова6.
Но Воронцов стоял против главных сил Наполеона еще при Бородине - где его дивизия обороняла Багратионовы флеши! Упорно обороняясь, постоянно контратакуя (иные полки - по восемь раз), его войска отходят (к городу Лаон) только по приказу. Павлоградский гусарский полк теряет 40% штатного числа офицеров7 - но останавливает французскую конницу...
В сражении под Лаоном 9-10 марта Наполеон сталкивается уже со всей армией Блюхера. И одолеть со своими 36 тысячами ее 104 тысячи8 не может.
Однако и у Блюхера не получается окружить врага: он заболевает, а его подчиненные не так решительны, как он... А главное, вместо Парижа он направляется на юг, на соединение со Шварценбергом. А то ушедший туда Наполеон отрежет одну армию от другой...
Да, Наполеон снова поворачивает против Шварценберга. (Разбив по пути, под Реймсом, русско-прусский корпус генерал-лейтенанта русской службы графа Эммануила Сен-При. Где двести русских солдат оборонялись в городе - пока не получили приказ на отход - под командой неизвестного унтер-офицера 33-го егерского полка...).
...А Шварценберг - тоже двинувшийся по настоянию Александра I на Париж - снова медлит. Хотя один из двух противостоящих ему корпусов - маршала Удино - разбит 27 февраля при Бар-сюр-Об русскими генерала от инфантерии графа Петра Витгенштейна (сражавшегося с Удино еще под Клястицами и Полоцком в 1812 году) и баварцами (тоже дравшимися под Полоцком, но против Витгенштейна...).
Узнав же о поражении Сен-При, австриец и вовсе начинает отступать. Словом, срывается и второй поход на Париж.
Третий поход на Париж: Александр I прорывает заколдованный круг
Третий акт борьбы за столицу Франции начался с повторения Лаона. Бросок Наполеона на Шварценберга наталкивается на встречное движение последнего - которого Александр I заставил прекратить отход - и 20-21 марта в Шампани происходит сражение при Арси-сюр-Об.
20-го Наполеон еще останавливает авангард Шварценберга - донских казаков генерал-майора Паисия Кайсарова (сподобившихся опрокинуть дивизию регулярной французской кавалерии), австрийцев и баварцев. Но 21-го ему противостоит уже вся Главная армия - и атаки Наполеона захлебываются. Одолеть с 30 тысячами 100 тысяч русских, австрийцев и баварцев9 не может уже и он... И, как и при Лаоне, отходит.
...Что же ему делать, как обезопасить Париж? Теперь только броском в тыл Шварценберга. Угроза коммуникациям наверняка заставит сверхосторожного австрийца забыть о Париже. И Наполеон устремляется на восток - удаляясь от Парижа!
Но великий полководец не учел, что реальным главой противостоявшей ему коалиции был Александр I - упрямец, задавшийся целью покончить с ним, с Наполеоном! И не мог знать, что 24 марта донцы перехватят письмо министра полиции Савари ему, Наполеону, где утверждалось, что при подходе врага к Парижу там вспыхнет революция.
Прочитав письмо, Александр решает пренебречь угрозой тылам и идти не в погоню за Наполеоном, а на Париж! И 24 марта Главная и Силезская армии устремляются не на восток (за Наполеоном), а на запад - к Парижу.
"Это превосходный шахматный ход, - признал потом Наполеон. - Вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать"10...
По пути, под Фершампенуазом 25 марта, союзники громят идущие на соединение с Наполеоном корпуса маршалов Мармона и Мортье и дивизии генералов Пакто и Аме. Фершампенуаз - триумф русской кавалерии. Она (вместе с немногочисленной австрийской и вюртембергской) громит французов без поддержки пехоты, при содействии лишь конной артиллерии.
Непрерывными атаками сбивает врага с одной позиции за другой; опрокидывает контратакующих французских кирасир, драгун и конных егерей, - и вот Кавалергардский, лейб-гвардии Кирасирский, вюртембергский 4-й конно-егерский и австрийский гусарский эрцгерцога Фердинанда полки прорывают три из каре, в которые построилась пехота Мармона и Мортье... Митавский и Каргопольский драгунские и Черниговский, Дерптский и Лифляндский конно-егерские рубят пехоту Пакто и Аме, каргопольцы и Новороссийский драгунский разбивают еще одно каре - и вот Кавалергардский, лейб-гвардии Уланский, лейб-гвардии Казачий и Северский конно-егерский врываются в последнее каре Пакто и Аме. Истребление французов останавливает подскакавший к кавалергардам Александр I, и уцелевшие сдаются...
29 марта союзники подходят к Парижу.
Париж взят!
Подходят неказистые, обносившиеся: обмундирование и обувь в походе быстро изнашиваются или теряют вид, а снабжение вечно запаздывает...
Темно-зеленые (почти черные) мундиры русской пехоты порыжели; на многих - мундиры из перекрашенного в черный цвет синего прусского или французского сукна, а во 2-м пехотном корпусе так и просто французские (снятые с убитых при Бар-сюр-Об, Арси-сюр-Об, Лобрессале и Труа11). Отличить своих от чужих проще по белой повязке на левом рукаве да сосновой ветке, прикрепленной к киверу...
На голове у одних русские кивера, у других - французские, у третьих - фуражки-бескозырки; вместо развалившихся сапог многие обуты в деревянные башмаки... Солдаты давно не стрижены и не бриты, у офицеров нередки длинные волосы и усы12 (носить усы из офицеров имели тогда право лишь гусарские, уланские и казачьи)...
Но утром 30 марта союзники атакуют Париж! Главная армия - с востока, через Роменвильское плато и Бельвильские высоты. А Силезская - с севера, через Монмартрские высоты.
В бой они вводят около 100 тысяч (63 400 русских, 21 100 пруссаков, 11 000 вюртембержцев, 4000 австрийцев и 500 баденцев). А французы - лишь до 34 тысяч (остатки корпусов Мармона и Мортье, запасные войска да национальную гвардию - необученных ополченцев)13.
Однако союзники спешат и вступают в бой порознь - и на Роменвильском плато им приходится нелегко. Русские 14-ю пехотную дивизию генерал-майора Богдана Гельфрейха и 2-й пехотный корпус генерал-лейтенанта принца Евгения Вюртембергского не сразу подкрепляют 5-я пехотная дивизия генерал-майора Владимира Мезенцова, 2-я кирасирская генерал-лейтенанта Николая Кретова и Гренадерский корпус генерал-лейтенанта Карла Ламберта. Взобравшиеся по крутым скатам на плато 4-й и 34-й егерские полки теряют своих командиров, гибнет батальон Волынского пехотного, тяжелые потери несут прусские и баденские гвардейцы...
Все же к полудню взяты и плато, и лежащие за ним Бельвильские высоты - у западного подножия которых проходит городская ограда. По команде генерал-лейтенанта Алексея Ермолова ввезенные на высоты пушки открывают огонь по Парижу!
...По мере подхода вступают в бой и корпуса Силезской армии - русский генерала от инфантерии Александра Ланжерона и прусские Йорка и Клейста. 13-й и 14-й егерские полки атакуют с барабанным боем, музыкой и песнями; солдаты генерал-лейтенантов Александра Рудзевича и Петра Капцевича лезут на обрывистый склон Монмартрских высот в каком-то неудержимом порыве - и к вечеру взят и Монмартр.
На Монмартрских высотах выстраиваются музыканты и песенники Рязанского пехотного полка, и над Парижем звучит марш, а потом русская песня:
- Из-за лесу, лесу темного,
- Из-за гор-то было, гор высоких,
- Выкаталась туча грозная,
- Показались рати храбрые14.
И Мармон, и Мортье соглашаются сдать Париж. (Выговорив лишь право его защитникам беспрепятственно оставить город.) К 7 часам 31 марта французы уходят - и в 9 часов, теплым солнечным утром, в Париж - приведя себя по возможности в христианский вид - вступают победители. Среди них, на светло-сером коне, и тот, чья воля и привела союзников в Париж - Александр I.
P.S. Как и рассчитывал Александр, спасти Париж Наполеон - хоть и бросился вдогонку - не успел. Не дойдя до Парижа 40 километров, в Фонтенбло он узнал, что столица пала и что его маршалы не горят желанием идти отбивать ее... И 6 апреля 1814 года отрекся от престола. Впереди были еще его возвращение весной 1815-го, его последние "сто дней", Ватерлоо - но это уже другая страница истории.
- * Все даты даны по новому стилю.
- ** О нем см.: С.А. Экштут. Храбрый Никитин. Опыт идентификации персонажа и атрибуции автора живописного портрета неизвестного генерала // Родина. 2012. №6.
- 1. Бескровный Л.Г. Русское военное искусство XIX в. М., 1974. С. 146.
- 2. Могилевский Н.А. От Немана до Сены. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. М., 2012. С. 213.
- 3. Там же. С. 222.
- 4. Богданович М.И. История войны 1814 года во Франции и низложения Наполеона I, по достоверным источникам. Т. I. СПб., 1865. С. 179, 182.
- 5. Там же. С. 196.
- 6. Там же. С. 316.
- 7. Подсчитано по: Там же. С. 326; Бегунова А.И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I. М., 2000. С. 69.
- 8. Богданович М.И. Указ. соч. Т. I. С. 331, 332, 336.
- 9. Могилевский Н.А. Указ. соч. С. 235.
- 10. Цит. по: Тарле Е.В. Наполеон. М., 1941. С. 323.
- 11. Годунов В.И. История 91-го пехотного Двинского полка. 1805-1905 г. Юрьев, 1905. С. 134.
- 12. Ульянов И.Э. Регулярная пехота 1855-1918. М., 1998. С. 72.
- 13. Богданович М.И. Указ. соч. Т. I. С. 520-521, 523.
- 14. Шеленговский И.И. 200 лет службы рязанцев. Люблин, 1904. С. 19.