Юрий Валентинович Кнорозов (1922-1999). Лингвист, этнограф, историк, основатель отечественной школы майянистики. В 1952 году он публикует первую статью о письменности майя, а спустя три года защищает кандидатскую диссертацию, в которой рассказывает о принципе дешифровки. Ему сразу же присуждают докторскую степень. В Латинскую Америку он, будучи невыездным, смог поехать только в 1990 году.
Память о Кнорозове бережно хранят его потомки - дочь Екатерина Кнорозова, востоковед, специалист по Вьетнаму, и внучка Анна Маслова, политолог.
Буквально за последние два года о судьбе гениального ученого узнало гораздо больше людей. Благодаря тому, что Президент РФ Владимир Путин 1 июля 2022 года подписал указ об увековечении памяти Юрия Кнорозова и праздновании столетия со дня его рождения.
Юрий Кнорозов - расшифровщик письменности майя- Мы очень довольны. В Петербурге открылись сразу две мемориальные доски, посвященные ему. Одна - на Гранитной улице, 10, на доме, где он жил. Вторая - на здании Кунсткамеры. И большим подарком для нас стало издание книги ведущего научного сотрудника Кунсткамеры, бывшей аспирантки Юрия Валентиновича - Маргариты Федоровны Альбедиль: "Юрий Валентинович Кнорозов: наука без границ". Очень достойное издание, - сказала Екатерина Юрьевна Кнорозова.
- И на карте города, в Красногвардейском районе появился сквер имени Кнорозова. Фактически это большая аллея, ведущая к парку имени Валентины Терешковой. Благоустройство сквера намечено на этот и 2025-й годы. Насколько мне известно, в планах была, в том числе установка тематических арт-объектов "Солнце майя", "Парад планет". Но для нас главное - чтоб здесь было комфортно жителям района, - добавляет Анна Маслова.
В воспоминаниях единственной и очень любимой внучки Юрий Кнорозов остался прежде всего как человек с большим сердцем.
- Для меня он всегда был и есть самым добрым человеком в мире. Самым скромным, самым обаятельным, с великолепным чувством юмора. Самый лучший человек на планете. Всегда был бесконечно добр к детям, к природе, к животным, и не только к котам. Дедушка присутствует для меня - везде. Идешь, видишь рябину, и вспоминается, как делали с ним красные бусы. Выглядываю в окно - вот рябины и березы, которые сажали бабушка с дедушкой. А в любимом курортном Зеленогорске, расположенном на побережье Финского залива, вообще все родное и дышит воспоминания о нем. Он каждый год снимал здесь для семьи, и прежде всего для меня, дачу. Выхожу на перроне - и ощущение, что дедушка меня встречает, - подчеркивает Анна.
И еще в ее квартире живет кот - дворянских кровей. Зовут уважительно: "Лев Деликатный". Он - потомок уличных котов, которых подкармливал Кнорозов. Запуганного собратьями маленького котика, лишившегося половины хвоста, Анна просто не могла не взять в дом.
Юрий Кнорозов на Курилах и на СахалинеДочь и внучка признаются: да, Юрия Валентиновича им очень не хватает.
- Некоторые книги и статьи папы я поныне перечитываю. Например, мне интересно все, что касается протоиндийской цивилизации. Это III - II тысячелетия до н.э. Ведь в научной работе Юрий Валентиновича, наверно, лишь пятая часть трудов связана именно с майя. Он возглавлял группу этнической семиотики в Ленинградском филиале института этнографии. Сотрудники этой группы вели комплексную работу по нескольким направлениям: изучение протоиндийского, киданьского, рапануйского письма, айнской пиктографии. Он много изучал протоиндийскую цивилизацию, а также айнов - загадочный народ, проживающий на Сахалине и территории современной Японии, которому приписывают много необычного. Некоторые исследователи (но не мой отец!) даже говорят о внеземном происхождении. И мне жаль, что рукописи отца, связанные с айнами, оказались в чужих руках, так сложилось, - добавляет Екатерина Юрьевна.
Екатерина Юрьевна призналась, что уже будучи в возрасте, стала читать те же художественные книги, что и отец. Например, романы "В лесах" и "На горах" П.И.Мельникова-Печерского (о старообрядцах). Это были одни из самых любимых книг великого майяниста. Возможно потому, что в них были описаны определенные обряды, и он сравнивал их с теми, которые практиковались в совсем других краях и в другую эпоху. Возможно, Кнорозов искал ответ на извечную загадку: откуда пошло человечество.