Это был уже третий приказ НКО на эту тему.
- Я раньше думал: "лейтенант"
- звучит вот так: "Налейте нам!"
- И, зная топографию,
- он топает по гравию.
26 декабря 1942 года эти стихи перед отправкой на фронт сочинил свежеиспеченный выпускник пулеметно-минометного училища младший лейтенант Михаил Кульчицкий. Лейтенантская биография командира минометного взвода Кульчицкого окажется чрезвычайно короткой. 19 января 1943 года он погибнет в бою, так и не узнав, что его поэтические представления о знании топографии командирами Красной армии оказались излишне оптимистичными. К сожалению, лейтенанты, да и не только они, военную топографию знали недостаточно.
Еще до начала Великой Отечественной войны был выпущен приказ НКО № 063 от 14 февраля 1941 года о недочетах в топографической подготовке войск и преподавании военной топографии в ВУЗах Красной армии. Но отмеченные в приказе недочеты так и не были устранены ни до войны, ни после ее начала.
Война шла уже полтора года, а будущие офицеры и начальствующий состав военных училищ продолжали недооценивать значение военной топографии как одной из основ тактической и общевойсковой подготовки.
Выборочная поверка НКО, проведенная в Сибирском военном округе, Среднеазиатском военном округе, Московском военном округе и других округах, показала: "топографическая подготовка в военных училищах всех родов войск продолжает оставаться на низком уровне и совершенно не отвечает современным требованиям".
28 февраля 1943 года, то есть спустя два месяца и два дня после написания Михаилом Кульчицким его знаменитого стихотворения, маршал Василевский, получивший это высокое звание лишь 16 февраля 1943 года, в качестве заместителя Народного комиссара обороны издал приказ № 0175 о недочетах и мерах по улучшению топографической подготовки в военных училищах Красной армии. Это был уже второй приказ НКО о недочетах.
"Курсанты, а в ряде училищ (Чкаловское танковое училище, 2-е Омское пехотное училище и др.) и строевой начальствующий состав, проводящие занятия по тактике, плохо знают карту и слабо ею пользуются в полевых условиях. Навыки ориентирования, определения пути по карте и по заданным азимутам совершенно недостаточны. Особенно плохо читают рельеф по карте, не умеют вести целеуказание по километровой сетке, наносить на карту точки стояния на местности, результаты разведки и наблюдения, элементы боевых порядков и данные топографической рекогносцировки местности.
Крайне низок уровень топографической графики и культуры составления боевых графических документов, предусмотренных уставами Красной Армии. …
Программы по топографии не обеспечены необходимым временем и не приведены в соответствии с требованиями фронта. …
Подбор кадров преподавателей топографии зачастую носит случайный характер".
Маршал Советского Союза Василевский был чрезвычайно мягким и исключительно деликатным человеком. В его приказе не было никаких оргвыводов. Он никого не наказал, никого не снял с должности, никому выговора не объявил. Однажды Верховный Главнокомандующий даже пошутил над всем известной мягкостью Василевского. Обращаясь к только что прибывшему с фронта маршалу, Сталин сказал:
"Товарищ Василевский, вы вот такой массой войск руководите и у вас это неплохо получается, а сами, наверно, и мухи никогда не обидели".
Не исключено, что проявленная Василевским мягкость и его принципиальное нежелание никого обидеть и наказать за невыполнение приказа НКО от февраля 1941 года сослужили плохую службу.
Отмеченные в приказе НКО от февраля 1943 года недочеты так и не были устранены.
Бог любит троицу.
Прошел еще один год Великой Отечественной войны. И в апреле 1944 года маршал Василевский был вынужден уже в третий раз обратиться к наболевшей проблеме низкого уровня топографической подготовки - на сей у слушателей военных академий. Приказ Василевского достоин того, чтобы его процитировать полностью.
Приказ заместителя Народного комиссара обороны о недочетах и мерах по улучшению топографической подготовки в высших военно-учебных заведениях Красной Армии
№ 095 17 апреля 1944 г.
Проверка топографической подготовки слушателей, произведенная Военно-топографическим управлением Генерального штаба Красной Армии в Краснознаменной ордена Ленина Военной академии им. М.В. Фрунзе, Высшей спецшколе Генерального штаба Красной Армии, Военно-воздушной ордена Ленина академии им. Жуковского и 4-х других военных академиях, показала, что недочеты топографической подготовки, отмеченные приказом НКО 1941 г. № 063, до сего времени не устранены.
Несмотря на переход академий на нормальные сроки обучения, топографической подготовке слушателей не уделяется должного внимания, и она продолжает оставаться на низком уровне, не отвечая даже требованиям, предъявляемым приказом НКО 1943 г. № 0175 к курсантам военных училищ. В проверявшихся учебных подразделениях среднее количество неудовлетворительных оценок по элементарным вопросам чтения и использования топографической карты колеблется: на командных факультетах от 22% до 48%, на инженерных факультетах доходит до 53% (Военно-воздушная академия Красной Армии им. Жуковского) и на ускоренных курсах достигает 93% (Военная академия Красной Армии им. М. В. Фрунзе).
Основными недочетами являются:
1. Отсутствие в большинстве академий вступительных экзаменов по военной топографии, предусмотренных приказом НКО 1941 г. № 063, а также зачетов и экзаменов по пройденному в академии курсу.
2. Необеспеченность курса топографии минимально необходимым временем.
3. Несоответствие содержания программ современным требованиям и опыту Отечественной войны.
Мало уделяется внимания работе с картой на местности, ориентированию по карте и без карты в различных условиях, составлению боевой графической документации, работе с аэроснимками.
4. Слабое внимание кафедр оперативно-тактического цикла к вопросам комплексирования тактической подготовки с топографической.
5. Отсутствие в некоторых академиях штатных преподавателей военной топографии (Военно-воздушная академия им. Жуковского, Ленинградская военно-воздушная академия, Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии и др.).
6. Отсутствие должного контроля и наблюдения со стороны главных управлений НКО и командования родов войск за постановкой преподавания и состоянием топографической подготовки в подчиненных им академиях.
В целях улучшения в высших военно-учебных заведениях Красной Армии постановки преподавания и подготовки слушателей по военной топографии приказываю:
Начальникам центральных и главных управлений НКО и начальникам высших военно-учебных заведений Красной Армии:
1. Пересмотреть и согласовать с Военно-топографическим управлением Генерального штаба Красной Армии программы по военной топографии для подчиненных академий, высших военных училищ, институтов и академических курсов офицерского состава, взяв за основу прилагаемые при этом типовые программы ...
Новые программы ввести в действие до начала летнего периода 1944 г.
2. Установить для высших военно-учебных заведений обязательный минимум часов на топографическую подготовку согласно прилагаемому расчету …
3. Ввести с 1944 г. во всех военных академиях экзамены по военной топографии:
- вступительные - в объеме программы военного училища;
- семестровые или итоговые - по пройденному в академии курсу. В остальных высших военно-учебных заведениях и академических курсах усовершенствования офицерского состава - экзамены по пройденному курсу.
4. Усилить контроль и наблюдение за постановкой и состоянием топографической подготовки в подчиненных высших военно-учебных заведениях.
Установить твердый порядок прохождения программ по топографии, увязав его по срокам и содержанию с тематикой оперативно-тактического цикла и соприкасающихся с топографией дисциплин специального цикла.
Обязать кафедры оперативно-тактического цикла обратить более серьезное внимание на вопросы комплексирования тактической подготовки с топографической.
5. Привести во всех высших военно-учебных заведениях штатный состав преподавателей военной топографии в соответствие с расчетом часов по новой программе.
При 5 и более преподавателях топографии иметь в высших военно-учебных заведениях в составе оперативно-тактического цикла кафедру военной топографии.
Штатно-должностные оклады содержания преподавателей военной топографии приравнять к окладам преподавателей оперативно-тактического цикла.
Назначение на должности начальников кафедр и преподавателей топографии производить по согласовании кандидатур с начальником Военно-топографического управления Генерального штаба Красной Армии.
Начальнику Военно-топографического управления Генерального штаба Красной Армии:
1. Для обмена опытом работы и повышения квалификации преподавательского состава проводить ежегодно учебно-методические сборы преподавателей военной топографии и инженерной геодезии высших военно-учебных заведений Красной Армии.
2. К 1 января 1945 г. составить для военных академий учебник по военной топографии. К составлению учебника привлечь лучших преподавателей военных академий.
Начальнику Главного управления ВВС Красной Армии:
Организовать снабжение высших военно-учебных заведений и курсов усовершенствования офицерского состава аэросъемочными материалами для учебных занятий по дешифрированию.
Начальнику Главного артиллерийского управления Красной Армии:
1. Разработать совместно с начальниками академий табели топографического имущества, необходимого для учебных занятий, и оборудования кабинетов военной топографии.
2. К началу летнего периода 1944 г. обеспечить высшие военно-учебные заведения топографическими инструментами и принадлежностями, необходимыми для полуинструментальных съемок и работы с аэрофотоснимками.
Приказ довести до всего профессорско-преподавательского и командного состава высших военно-учебных заведений Красной Армии.
- Заместитель Народного комиссара обороны
- Маршал Советского Союза Василевский.
Маршал Советского Союза Василевский остался верен себе. Он в очередной раз ухитрился сдержать себя и никого не наказать за очевидные упущения по службе. И на сей раз в его приказе никаких оргвыводов сделано не было. Пройдут годы, и Василевский в книге воспоминаний "Дело всей жизни" так сформулирует свое жизненное кредо:
"Кое-кто стремится отождествить твердость характера полководца с грубостью. Проявление фактов грубости со стороны отдельных военачальников иногда встречалось, но, думается, нельзя путать эти два понятия. Я не считаю грубость признаком характера полководца, тем более элементом руководства войсками. Все дело, на мой взгляд, в умении военачальника управлять собой. …
Но, скажу откровенно, что не всегда легко было оставаться спокойным и не позволить себе повысить голоса. Но... сожмешь, бывало, до боли кулаки и смолчишь, удержишься от ругани и окрика. Умение вести себя в отношении подчиненных с достоинством - непременное качество советского военачальника".
Трудно возразить против обоснованности этого гуманного утверждения, сделанного прославленным полководцем. Однако в этой связи мне на память приходит классическая басня Ивана Андреевича Крылова "Кот и Повар":
- А я бы повару иному
- Велел на стенке зарубить:
- Чтоб там речей не тратить по-пустому,
- Где нужно власть употребить.