В оригинале переведенное на русский язык сообщение британского агента было опубликовано в 1908 году в рамках сборника "Русско-японская война в наблюдениях и суждениях иностранцев". Винцент сообщал о своих наблюдениях в течение 15 месяцев, проведенных им с 1-й японской армией.
Доклад базировался на донесениях, которые он посылал своему командованию с театра военных действий. Англичанин подчеркивал, что "донесения подвергались строжайшей японской цензуре и составлялись в весьма затруднительной обстановке". Отмечал он и то, что "многие взгляды, которые в них высказывались, впоследствии, под давлением боевого опыта, видоизменялись".
С его точки зрения, в начале войны русские артиллеристы оказались в непростом положении. Проблемы возникли из-за поставок нового вооружения, сложного способа пристрелки шрапнелью. Однако они справились с трудностями и "вполне заслужили те похвалы, которые звучали как в русской, так и в японской армии".
В частности, появились оружейные защитные панели и полевые телефоны, обеспечивавшие связь между расчетами и командованием. Японская армия тоже быстро приспосабливалась к новым условиям использования артиллерии, зачастую следуя примеру русских солдат.
"Это была первая война, в которой современная полевая артиллерия употреблялась обеими сторонами в широком масштабе, - сообщал агент Винцент. - Русские имели пушку, стрелявшую дистанционной шрапнелью на значительно большие расстояния, чем японские орудия, а потому, естественно, они желали использовать свое преимущество. В свою очередь японцы обладали ударным снарядом сильного фугасного действия и старались употреблять его уже на предельных дистанциях".
С началом боя ружейный и артиллерийский огонь открывался одновременно, а батареи старались поддерживать огонь в течение всего сражения. Однако получалось это не всегда, так как возникла проблема оперативного пополнения боезапаса. Кстати, обе армии разработали инструкции по использованию артиллерии. Японская предписывала в ходе боя выдвигать часть орудий ближе к пехотным цепям.
Русская инструкция за подписью генерала Куропаткина была утверждена 15 (28) августа 1904 года. В ней говорилось, что "японцы очень искусно пользуются своими горными орудиями, которые сопровождают их пехоту и совершенно неожиданно появляются на наших флангах". Далее генерал давал рекомендации по противодействию нападавшим.
В своем докладе агент Винцент привел много примеров использования артиллерии в конкретных сражениях и поделился выводами. Один из них гласил, что потери японцев от артиллерийского огня русских в ту войну составляли от 7 до 15 процентов от общего числа потерь.
Также агент на основании опыта войны пришел к выводу о том, что артиллерия может оказывать большое содействие пехоте в ночных действиях. Особенно важной она стала для отражения ночных неприятельских атак. Отмечал британец и то, что русская пехота была мужественна и не бежала с позиций, встречая атаки противника штыковым боем.
Интересен заключительный и основной вывод агента. По его мнению, "плохо обученные батареи, подобно плохо обученным военным судам, представляют опасность, прежде всего, для своих собственных войск".
Русско-японская война