Сейчас, как отмечали ранее в Минстрое, действуют уже российские нормы по предоставлению жилья, установленные в Жилищном кодексе и ряде федеральных и региональных законов. Многие категории граждан имеют право на дополнительную жилплощадь уже по современному законодательству. Другие продолжают формально относиться к числу лиц, имеющих право на дополнительную жилплощадь. Необходимость перенесения прежних норм в российское законодательство отсутствует, подчеркивали в ведомстве.
По документу 90-летней давности композиторы имели право на дополнительную отдельную комнату для занятий. А при отсутствии отдельной комнаты - на дополнительную площадь размером не менее 20 квадратных метров. Дополнительная площадь оплачивается в одинарном размере, отмечалось в документе. Такую же льготу имели и члены Союза советских писателей СССР.
Кроме того, упраздняется постановление Совнаркома о праве пользования дополнительной жилплощадью. Оно было издано в 1930 году, а позже, вплоть до 1981 года, в документ вносили изменения.
В постановлении перечисляется целый ряд категорий граждан, имеющих право на дополнительную комнату или 10 кв.м (научным работникам, писателям и композиторам - по 20 кв.м). Среди них, к примеру, лица, страдающие рядом болезней, работники госучреждений, общественных организаций, которые постоянно работают на дому, офицеры званием от полковника и выше, заслуженные деятели науки, искусства и техники, народные и заслуженные артисты РСФСР, изобретатели, бывшие политкаторжане и старые большевики. Право на лишнюю жилплощадь имели также стоматологи и другие врачи, занимающиеся частной практикой на дому. Могли жить в более просторных квартирах и персональные пенсионеры, а после их смерти право на дополнительную жилплощадь сохранялось, если семья продолжала получать персональную пенсию или ей сохраняли льготы скончавшегося.
Советские писатели и композиторы у себя домаДополнительная жилплощадь, говорилось в постановлении, предоставляется из свободной или освобождающейся площади в квартире, если остальные жильцы квартиры обеспечены жилплощадью по установленной норме. По желанию льготника допметры могли ему дать и в другой квартире дома, опять же при условии, что все жильцы дома уже имеют положенные им квадратные метры. Дополнительную площадь, которой фактически пользуются, нельзя было изъять при всякого рода переселениях и уплотнениях.
Влияло и семейное положение. Так, на каждую семью, независимо от количества льготников, предоставлялась сверх нормы только одна комната или же допплощадь в размере, полагающейся двум лицам. Научные работники, писатели и композиторы, живущие без семьи, могли получить дополнительную комнату лишь в случае, если их основная жилплощадь менее 28 кв.м.
Излишки жилплощади сверх основной и дополнительной норм полагалось оплачивать в повышенном размере. Но только в том случае, если их жилье более чем в полтора раза превышало нормы. Ряд жильцов вносил за допметры одинарную квартплату в любом случае. Среди них - Герои Советского союза, Герои труда, персональные пенсионеры, художники, которым помещения нужны были под мастерские и студии, и др. Вольнопрактикующие медики, занимающиеся частной практикой ученые, напротив, должны были в любом случае оплачивать дополнительную площадь в повышенном размере.