24.04.2024 14:08
"Родина"

"Пятнами красок и звоном лозунгов": чем удивит выставка к 105-летию "Окон РОСТА"

Текст:  Екатерина Зайцева
23 апреля в Выставочном зале федеральных архивов в Москве открылась историко-документальная выставка, приуроченная к 105-летию выхода первого "Окна сатиры РОСТА". Экспозиция с интересным, длинным названием - "Владимир Маяковский: "Пятнами красок и звоном лозунгов" - результат совместной работы Федерального архивного агентства, Российского исторического общества и Информационного агентства ТАСС. Координатором проекта стал Государственный архив Российской Федерации.
/ Якушева Екатерина
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

"Окна сатиры РОСТА" или просто "Окна РОСТА" - это серии плакатов, в которых отражались политические события первых лет Советской власти. "Окна" стали новым словом в журналистской и пропагандистской деятельности. Плакаты создавали художники и поэты - сотрудники Российского телеграфного агентства (РОСТА), спустя несколько лет переименованного в Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). На торжественном открытии выставки заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Юрасов очень точно заметил, что создателям "Окон сатиры РОСТА" "не спускались никакие задачи, не давались никакие установки. Они фактически сами не только определяли формат представления материала, но и его содержание. Они сами намечали те сюжеты, те темы, которые надо было довести до населения, и им это очень хорошо удавалось".

Плакаты выставлялись в пустовавших витринах магазинов. Отсюда и название - "Окна". В условиях, когда не хватало бумаги, не работали типографии, "Окна РОСТА" заменяли информационную газету и сатирический журнал. Так что около витрин всегда толпились люди.

Первое "Окно РОСТА" не сохранилось. Но известно, что оно было выпущено в конце августа или начале сентября 1919 года и посвящено наступлению на Москву войск генерала Антона Деникина.

Мы слышим "Окна РОСТА" - говорим: "Владимир Маяковский". Действительно, имя поэта прочно с ними ассоциируется. В начале октября 1919 года Маяковский увидел один из плакатов в витрине магазина на углу Кузнецкого моста и Петровки и высоко оценил идею. "Это новая форма, введенная непосредственно жизнью. Это огромные листы, развешиваемые по вокзалам, фронтовым агитпунктам, огромным витринам пустых магазинов", - напишет позже поэт в статье "Только не воспоминания". Маяковский сразу же подключился к работе творческой группы и не только взял на себя поэтическую часть проекта, но работал и как художник.

Коллекция Государственного архива Российской Федерации насчитывает около 250 комплектов "Окон РОСТА", Владимир Маяковский является автором примерно 100 из них. Для выставки же было отобрано 36 наиболее ярких образцов.

Агитационную кастрюлю 1920-х годов показали на выставке в Петербурге

Отличительными чертами художественного оформления плакатов "Окон РОСТА" стали взаимодополняемость стихотворного текста и рисунков в духе лубка, выразительность силуэтов и использование двух-трех ярких чистых цветов. Причем положительные персонажи всегда изображались красным цветом, а отрицательные - черным. Кстати, о специфике использования красок для плакатов рассказывал Владимир Маяковский в статье "Прошу слова":

""Красочным" - сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы…"

/ Екатерина Якушева

Помимо самих "Окон РОСТА" - для полного погружения зрителя в атмосферу ушедшей эпохи - на выставке представлены уникальные исторические документы 1918-1921 годов, фотографии, подлинная одежда, скульптура, агитационный фарфор и текстиль, кинохроника из фондов федеральных архивов, ТАСС и ведущих музеев России.

Особенную ценность представляют подлинные предметы и документы из личной коллекции семьи одного из создателей плакатов Николая Дмитриевича Виноградова - архитектора, реставратора и коллекционера. Виноградов тиражировал "Окна РОСТА", дружил с инициатором их создания - Михаилом Черемных, лично общался с Владимиром Маяковским.

Госархив показал, как 100 лет назад проводилась предвыборная агитация

Экспозиция занимает 4 зала, которые поделены на несколько тематических зон. Начинается все с документов, рассказывающих о создании Российского телеграфного агентства и появлении первых "Окон сатиры". Затем идут разделы, посвященные Гражданской войне, борьбе с интервенцией Антанты и пропаганде идей мировой революции, а также борьбе с врагами внутренними - разрухой, голодом и спекуляцией.

Пожалуй, самым мощным экспонатом в этом зале стали 20 образцов муки, из которой в 1921 году делали тот самый "голодный хлеб".

/ Якушева Екатерина

В последнем зале, украшенном 3D-макетом башни Татлина, "Окна РОСТА" представляют историю восстановления хозяйства молодой страны. Зритель увидит плакаты, посвященные помощи шахтерам Донбасса, плану ГОЭЛРО и новым праздникам, главным среди которых был, конечно, День Октябрьской революции.

Специально для выставки была воссоздана обстановка мастерской РОСТА на Сухаревке. И что особенно приятно, перед нами не реплики, а оригиналы. Оригиналы трафаретов для тиражирования "Окон", а также нож, рулетка и карандаши, принадлежавшие Николаю Виноградову. Колорит тех лет передает печка-буржуйка, предусмотрительно поставленная в мастерской. Она напоминает о том, что помимо голода, был в Москве еще и страшный холод. Маяковский работал над плакатами исключительно в каракулевой шапке, также представленной на выставке.

Выставка к 105-летию "Окон сатиры РОСТА"

Экспозиция "Владимир Маяковский: "Пятнами красок и звоном лозунгов" получилась удивительно интересной и полной с исторической и художественной точки зрения. Так объемно история "Окон РОСТА" представлена широкой публике впервые.

Выставка открыта с 24 апреля по 9 июня 2024 года (ул. Большая Пироговская, 17), с 12:00 до 18:00 (кроме понедельника и вторника). Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Заказать бесплатную экскурсию можно по телефону +7 (495) 580-8825.

Фотоальбом Легенды