На большом экране светится яркая графика: четвертый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции пока еще работает в штатном режиме. В верхнем углу - дата и время: 26.04.1986, 01:23:04. Автоинформатор рассказывает о начале испытаний. Нажимаем на большую красную кнопку - и экран вспыхивает оранжевым: взрыв! Так современные технологии позволяют воспроизвести момент трагедии, последствия которой ощущаются до сих пор.
Этот аппаратно-программный комплекс - один из главных экспонатов Центра истории ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф Отечества, который открылся в Петербурге на Кондратьевском проспекте, 32, как подразделение Музея истории подводных сил России имени Александра Маринеско. Что объединяет эти два пространства - понятно: атом, который уже не раз показывал людям свой характер.
Центр, оборудованный по последнему слову музейных технологий, первым в России представляет историю радиационных аварий. Половина экспозиции посвящена катастрофе на ЧАЭС - крупнейшей в мировой атомной энергетике.
- Наша главная цель - показать героизм и самоотверженность людей, устранявших последствия этой аварии, - рассказывает начальник центра Андрей Потапов. - Первыми на станцию прибыли пожарные, которые даже не представляли, с чем им придется бороться. Они ехали в неизвестность: есть пожар, его надо тушить. Все, кто был в этой первой смене, скончались в течение нескольких недель.
Петербургский Центр истории ликвидации последствий радиационных аварийВ центре представлена форменная одежда пожарного образца 1986 года. Есть и знакомый по фильмам о Чернобыле костюм РХБЗ с противогазом для определения уровня радиации. Еще один манекен одет в белоснежную форму на завязках - пуговицы для сотрудников АЭС были под запретом, поскольку могли оторваться и упасть куда не следует.
О последствиях аварии рассказывается на трех отдельных экранах: первые часы непонимания и тревоги, радиоактивное заражение местности и строительство объекта "Укрытие" - знаменитого саркофага над поврежденным блоком. Возле каждого экрана стоит дисковый телефон: можно снять трубку и прослушать информацию о тех или иных событиях.
В центр приходят люди всех возрастов, но самые частые посетители - школьники. Знают ли они что-то про Чернобыль?
- В каждой группе находятся два-три ученика, которые прекрасно осведомлены об этой катастрофе. Чаще всего интересуются техническими подробностями: "А как так получилось?" Мы передаем только официальную информацию из открытых источников. Рассказываем, что к аварии привела совокупность факторов.
Один из главных - человеческий. Эксперимент с реактором РБМК-1000 проводился по принципу "а давайте попробуем". Персонал отключил всю защиту и системы регулирования. Когда процесс стал необратимым, сотрудники станции попытались все отменить, но было уже поздно.
Другая часть экспозиции рассказывает о подводных лодках с ядерными реакторами, в том числе легендарной К-3, которая первой всплыла на Северном полюсе. И в этом тоже помогают технологии: прикоснувшись к экрану с изображением отсеков АПЛ, можно получить информацию о каждом из них. А сенсорные интерактивные витрины позволяют даже "пролистать" на экране лежащие под стеклом книги.
Здесь также можно узнать обо всех российских объектах, на которых используется атом. Для этого есть интерактивная карта со множеством разделов - от ядерных полигонов до стоянок атомных подлодок. А программно-аппаратный комплекс "Линия времени" расскажет об истории применения атома.
Ленинградцы в Чернобыле
Масштабы катастрофы на Чернобыльской АЭС стали понятны далеко не сразу. Когда же выяснилось, что для ликвидации ее последствий требуется гораздо больше сил и средств, чем казалось вначале, в стране начали создавать дополнительные формирования химзащиты и инженерных войск.
Одним из них стал 21-й полк химзащиты Ленинградского военного округа. Его перебросили в район Припяти для радиационной разведки и дезактивации территории, а также внутренних помещений ЧАЭС.
Авария на Чернобыльской АЭС