Автор доклада, заведующий отделом рукописей Российской национальной библиотеки, д.и.н. Алексей Алексеев рассказал о происшествиях на флоте во времена Петра Великого на примере анонимной "Славной истории Северной войны".
Сочинение датировано 1749 годом, оно было компиляцией. На это указывает даже сам его подзаголовок: "Собрано из разных деяний, описуемых от разных авторов книг и журналов или повседневных записок".
По словам Алексеева, недавно в фондах отдела рукописей удалось обнаружить еще один список этого сочинения. Текст был написан анонимным автором. Он рассказывает о трех резонансных происшествиях на Балтийском флоте.
"Первое из них относится к суду над вице-адмиралом Корнелиусом Крюйсом и капитан-командором Абрамом Рейсом, - сообщил докладчик. - Второй эпизод описывает ситуацию смертельной опасности, которой подвергалась жизнь Петра Великого во время сильного шторма 1 сентября 1714 года. Третий эпизод - это взрыв линейного корабля "Нарва" в ночь с 26 на 27 июня 1715 года".
Кем же был аноним? По мнению Алексеева, им мог быть Петр Никифорович Крекшин (1692-1764), известный автор историко-литературных произведений. Он был дворянином, в 1719-1722 годы руководил подрядными строительными работами по сооружению дока "Петровского" и канала к нему на острове Котлин.
Известно, что Крекшин неоднократно обвинялся в присвоении казенных денег, но все обвинения так и остались недоказанными. В 1730-х Крекшин увлекся историко-литературным трудом, а главной темой его творчества стало прославление деяний императора Петра I. Возможно, поэтому критический труд о происшествиях на флоте остался анонимным.
"Вычислить" потенциального автора удалось по авторскому предисловию и послесловию, а также по нескольким авторским отступлениям внутри самой истории. Эти части, по словам Алексеева, представляют наибольшую ценность для установления личности анонима.
Например, в предисловии он заявляет о себе как о "самовидце" деяний Петра Великого. А из отступления следует, что составитель сочинения принадлежал к узкому кругу лиц, которые получили личное распоряжение императора о строительстве дока в Кронштадте. Последнее обстоятельство позволило значительно сузить круг поиска.
"В июне 1720 года царь "изустно указал" подрядчику П.Н. Крекшину очередность работ по строительству канала-дока, - следует из доклада. - В силу своей деятельности П.Н. Крекшин был глубоко погружен в вопросы, связанные с обеспечением нужд российского флота. В сферу его общения входили морские офицеры, служители, подрядчики, деятельность которых имела непосредственное отношение к Балтийскому флоту.
Дальнейшее изучение источников "Славной истории Северной войны" и исследование ее текста позволит составить более полное впечатление о творчестве П.Н. Крекшина и установить степень достоверности сообщаемых им известий".