На гравюрах, иллюстрирующих издание, шествие изображается выходящим из Спасских (Фроловских) ворот.) В крестном ходе принимал участие царь Алексей Михайлович, который смиренно шел пешим ходом и вел за поводок "осляти" (коня, "переодетого" в осла) с восседающим на нем патриархом Никоном.
Иностранные гости были в полном изумлении от этого зрелища и Олеарий постарался подробно описать происходящее:
"10 апреля, в Вербное воскресенье, был празднуем день вшествия Христова в Иерусалим торжественной процессией. Чтобы видеть совершение его, великий князь, которого однако предварительно о том просили, прислал посланникам две отличные и пятнадцать других лошадей. Для нас было велено приготовить против кремлевских ворот возвышенное место и удерживать русских, собравшихся до десяти тысяч, чтобы нам лучше было видеть процессию. Позади нас, на том самом месте, о котором мы будем говорить, стояли персидские посланники с их свитой.Торжественное шествие из дворца в церковь Входа во Иерусалим (что при Покровском соборе), совершалось следующим образом:
Сначала великий князь отправился с своими боярами в церковь Богородицы Марии (Успенский собор) и отслушал прежде обедню; потом пришел он с патриархом из дворца в особенном порядке:
Прежде всего было везено на очень большой и широкой, но низкой колеснице дерево, на котором было развешано много яблок, винных ягод и изюма. На дереве сидели четыре мальчика в белых одеждах и пели осанна.
Потом следовало много священников, также в белых дорогих служебных ризах, они несли хоругви, кресты и образа, на длинных древках и также пели. Некоторые из них держали кадильницы и воздымали их к народу. Потом шли знатнейшие гости или купцы, за ними следовали дьяки, писцы, секретари и, наконец, князья и бояре, из коих иные имели в руках пальмовые ветви.
Потом шел великий князь в прекрасной одежде и в короне на голове. Его вели под руки знатнейшие государственные сановники: князь Иван Борисович Черкасский, да князь Алексей Михайлович Львов; сам же он вел за длинный повод патриаршего коня, покрытого сукном и имевшего на голове искусственные длинные уши наподобие ослиных.
Патриарх сидел поперек коня; он был также в короне, надетой поверх белой круглой шапки, украшенной очень крупным жемчугом, и держал в правой руке золотой, украшенный драгоценными камнями крест, которым благославлял окружавший его народ, который, творя крестное знамение, преклонял низко главу пред крестом и патриархом.
Близ и позади патриарха шли митрополиты, епископы и другие священнослужители. Из них иные держали книги, а другие кадильницы.
Пятьдесят мальчиков, одетых, большей частью, в красном, снимали с себя пред великим князем одежды и постилали их по пути, некоторые полагали вместо одежд куски разного цвета сукна, в два локтя величиной, чтобы великий князь и патриарх шествовали по ним.
Когда великий князь проходил против посланников и когда они пред ним преклонились, то остановился и послал к ним своего главного толмача Ганса Гельмса узнать об их здоровье; дождавшись его возвращения, пошел он потом в церковь.
Пробыв в церкви около получаса, все возвратились опять в прежнем порядке.
Великий князь, остановясь снова против посланников, велел сказать им, что они будут угощаемы в этот день с его стола; однако ж вместо того нам в тот день только съестные припасы были удвоены.
Патриарх дает великому князю за то, что он ведет его коня, двести рублей или четыреста рейхсталеров.
Этот праздник Ваий торжествуют и в других русских городах с тем же великолепием; но с различием, там епископы или священники заменяют лицо патриарха, а воеводы великого князя".
Вербное воскресение на старинных гравюрах и картинах* Ваи - пальмовые ветви. В наших широтах вместо ветвей пальм используются ветки вербы