Праздничное украшение городов, нарядные витрины магазинов и другие пасхальные акции смещают акцент с религиозного смысла Пасхи в сторону внешнего и потребительского. "Люди воспринимают христианский праздник как повод для веселья и "вкусной выпечки", - отметил Николай Сапелкин в эфире радиостанции "Говорит Москва".
Дореволюционные пасхальные открыткиОбщество потребления вынуждено придумывать различные маркетинговые ходы для увеличения продаж. СМИ пишут о "модных" цветах и способах окрашивания яиц, хлебопеки хвалятся новыми рецептами приготовления традиционных пасхальных блюд - куличей и творожной Пасхи. За всей этой внешней стороной утрачивается основной смысл праздника, связанный с религией.
"Традиция - это нечто развивающееся. Она постоянно формируется, включая в себя новое. Большинство людей уже не занимается хлебопашеством. Сакральный смысл самого поста как времени, когда ты экономишь продукты, потому что у тебя сейчас начнётся весенняя посевная работа, тебе нужно будет поднять землю, тебе нужно будет посеять, оплодотворить землю, чтобы она дала осенью урожай - он сейчас уже никого не беспокоит. Сейчас Пасха воспринимается как нечто такое весёлое: съедим вкусную выпечку, зачастую покупную.
В обществе потребления производители будут добавлять и модный цвет сезона, и предлагать какие-то новые красители, новые наклейки, новые рецепты пасхи для того, чтобы стимулировать продажи. К этому тоже нужно быть готовым" - поделился в эфире радиостанции "Говорит Москва" историк-религиовед Николай Сапелкин.