Долгие годы после смерти Сталина, в угоду политической конъюнктуре, прилагательное "сталинские" не использовалось при описании этих десяти ударов. Вчитываясь в документы 1944 года, факсимильно опубликованные в четвертой книге пятитомника "В штабах Победы. 1941-1945" (об этом капитальном издании "Родина" рассказывала в N 5, 2021, N 11, 2022 и N 1, 2023 год), мы во многом по-новому осознаем роль Сталина и Ставки Верховного Главнокомандования в Великой Отечественной войне.
Хрущевский миф о глобусе
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев дважды - 25 февраля 1956 года и 22 октября 1957 года - во время ответственных публичных выступлений перед политической и военной элитой страны облыжно утверждал, что Верховный Главнокомандующий руководил войсками и разрабатывал стратегические операции исключительно по глобусу:
"Сталин был очень далек от понимания той реальной обстановки, которая складывалась на фронтах. ...А надо сказать, что Сталин операции планировал по глобусу. (Оживление в зале.) Да, товарищи, возьмет глобус и показывает на нем линию фронта"2.
Не стоило бы вспоминать этот рукотворный миф, если бы он не укоренился в умах недалеких людей, склонных к охаиванию отечественной истории, которая представляется им исключительно как история города Глупова.
Куда компетентнее и достовернее мнение о Верховном маршала Александра Михайловича Василевского, в годы войны возглавлявшего Генеральный штаб Красной армии:
"Он не был военным человеком, но он обладал гениальным умом. Он умел глубоко проникать в сущность дела и подсказывать военное решение. ...Во многих случаях - и чем дальше, тем чаще - Сталин умел правильно и глубоко решать стратегические оперативные вопросы и подсказывал наиболее верные решения. И говоря о нем, этого тоже не следует упускать из виду"3.
Одним из таких верных решений, подсказанных Сталиным, стал приказ N 009 от 9 февраля 1944 года "О мероприятиях по обеспечению противовоздушной обороны железнодорожных эшелонов в пути их движения в прифронтовой полосе". В приказе, подписанном Сталиным в качестве Народного комиссара обороны СССР, семь коротких пунктов. Каждый из них был написан кровью.
Батальоны просят огня
Сталинский приказ был направлен на то, чтобы избежать трагедий, подобных той, что в годы оттепели была c болью сердца описана в книге фронтовика-артиллериста, награжденного двумя медалями "За отвагу". Вспомним начало повести Юрия Бондарева "Батальоны просят огня" (1957), действие которой происходит в ходе летне-осенней кампании 1943 года на Украине. Налет вражеской авиации на железнодорожную станцию, лишенную средств ПВО, оставил наступающую дивизию, которой предстояло форсирование Днепра, без боеприпасов.
"Бомбежка длилась минут сорок. Потом она кончилась. Полковник Гуляев, оглушенный, втиснутый разрывами в пристанционную канаву, провел ладонью по своей багровой шее - ее покалывало, жгло, - выругался и поднял голову. ...
Все, что горело сейчас на этой приднепровской станции, лопалось, взрывалось, трещало и малиновыми молниями вылетало из вагонов, и то, что было покрыто на платформах тлеющими чехлами, - все это уже значилось словно бы собственностью Гуляева, все это прибыло в армию и должно было поступить в дивизию, в его полк и поддерживать в готовящемся прорыве. Все погибало, пропадало в огне, обугливалось, стреляло без цели после более получасовой бомбежки".
По сюжету повести два наступающих батальона из полка полковника Гуляева из-за нехватки боеприпасов оказались лишенными огневой поддержки - и из нескольких сот бойцов в живых остались всего-навсего пять человек.
Приказ Сталина был направлен на исправление ранее допущенных ошибок, подобных той, что изобразил в своей повести Юрий Бондарев, а также на повышение и усиление эффективности противовоздушной обороны железнодорожных эшелонов в пути их движения в прифронтовой полосе.
Нарком обороны Маршал Советского Союза Сталин приказал:
"1. Ответственность за оборону железнодорожных коммуникаций прифронтовой полосы в целом возложить на войска ПВО Красной Армии, которым прикрывать зенитными огневыми средствами железнодорожные мосты, узлы и станции, а истребительной авиацией ПВО - участки железных дорог в целом по заданию Генерального штаба Красной Армии. В войсковом тылу оборону железных дорог возложить на соответствующие фронты.
Командующему артиллерией Красной Армии широко практиковать использование кочующих маневренных засад средств ПВО на перегонах железных дорог на направлении выявленной активности авиации противника, выделяя в состав засад зенитную артиллерию, пулеметы и прожектора. ...
7. Для своевременного учета обстановки на железных дорогах и использования частей прифронтовых районов ПВО с учетом графика движения транспортов и эшелонов при начальнике передвижения войск на всех прифронтовых железных дорогах иметь от штабов прифронтовых районов войск ПВО КА своих постоянных офицеров связи"4.
Стоит ли говорить, что стратегические наступательные операции 1944 года не имели бы того грандиозного успеха, связанного с освобождением территории СССР, если бы приготовленные для наступления Красной армии боеприпасы стали добычей неприятельской авиации. Как философски заключил генерал армии Николай Федорович Ватутин:
"Главное же, на то он и Верховный, чтобы подсказывать нам, поправлять наши ошибки..."5
Стальной кулак наступления
В течение всего года Сталин неустанно занимается усилением боевой мощи наступающих советских Вооруженных сил.
1 января, в первый же день нового, 1944 года, Сталин в качестве Председателя Государственного комитета обороны (ГКО) коричневым карандашом подписывает Постановление ГКО N 4873 сс "О вооружении танков Т-34 85 мм пушкой взамен 76 мм Ф-34"6. С января "тридцатьчетверки" получают более мощную танковую пушку, причем установлен жесткий график перехода военных заводов на выпуск танков с новым вооружением: в январе - 25 штук, в феврале - 100 штук, в марте - 300 штук, в апреле - 800 штук. Начиная с мая все танки Т-34 предписано выпускать с новой пушкой. Бронетанковые войска получают обновленный танк, который впоследствии будет назван лучшим средним танком Второй мировой войны.
15 марта Председатель ГКО черным карандашом подписал Постановление ГКО N 5404 сс "О производстве самолетов Ла-7". При этом Сталин не забывает о скромных тружениках тыла, которым надлежит быстро воплотить в жизнь замысел авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина. ГКО постановляет: выделить из резервного фонда Совнаркома СССР 8 млн рублей на постановку производства нового истребителя и "на премирование рабочих, инженерно-технических работников, конструкторов и научных работников, отличившихся при постройке улучшенного опытного самолета Ла-7"7. И уже через несколько месяцев советские ВВС получат вооруженный двумя авиационными пушками, непростой в управлении, но чрезвычайно живучий одномоторный истребитель, обладавший высокой скоростью и по совокупности тактико-технических характеристик ставший лучшим советским и одним из лучших в мире поршневым истребителем времен войны.
Это был первый советский истребитель, реально превзошедший по летным данным немецкие. В воздушных боях 1945-го самый результативный советский ас трижды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб сражался как раз на Ла-7.
"Артиллерия - бог современной войны"8. Именно так образно выразился Сталин, выступая 5 мая 1941 года на приеме в Кремле перед выпускниками военных академий Красной армии. Фраза стала крылатой. 29 августа 1944 года Народный комиссар обороны Сталин подписал приказ N 0043 "О сформировании в резерве Ставки Верховного Главнокомандования пяти управлений артиллерийских корпусов прорыва". К пяти уже имеющимся в распоряжении Ставки артиллерийским корпусам прорыва к 1 ноября 1944 года приказано сформировать еще пять.
Великая Отечественная война вступает в завершающую стадию. Военная промышленность уже обеспечила Красную армию необходимым количеством артиллерийских орудий. Требуются опытные артиллеристы-управленцы. Крупные массы артиллерии нуждаются в грамотном управлении и умелом их использовании на направлениях главных ударов в будущих фронтовых операциях. И тогда маршал Сталин решает осуществить смелый маневр имеющимися офицерскими кадрами. Командующему артиллерией Красной армии Главному маршалу артиллерии Николаю Николаевичу Воронову разрешено "для укомплектования формируемых управлений артиллерийских корпусов взять из существующих корпусов часть офицерского состава, имеющего опыт и хорошо знающего работу управления артиллерийского корпуса"9.
Победителей не судят
1944 год - это, пожалуй, самый продуктивный, гармоничный и практически безоблачный период в деловых и межличностных взаимоотношениях между Верховным Главнокомандующим и военачальниками Красной армии. Выстроена эффективно работающая система управления фронтами и армиями, которая не нуждается в репрессиях.
В начальный период войны и вплоть до 1943 года Сталин нередко санкционирует аресты и расстрелы высших военачальников. (В 1941-м расстреляны генерал армии Павлов, генерал-полковники Локтионов и Штерн, генерал-лейтенанты Смушкевич, Рычагов, Проскуров и ряд других генералов; в 1942-м расстреляны генерал-лейтенанты Алексеев, Гусев, Клёнов, Птухин, Селиванов, Трубецкой и ряд других генералов, а маршал Кулик снижен в воинском звании до генерал-майора; в 1943-м арестован генерал-лейтенант Иван Андреевич Ласкин, участник пленения фельдмаршала Паулюса и начальник штаба Северо-Кавказского фронта, а затем - Отдельной Приморской армии.)
В течение всего 1944 года Сталин, за одним-единственным исключением (отдан под суд и арестован командующий войсками Харьковского военного округа генерал-лейтенант Степан Андрианович Калинин), больше ни разу не прибегал к репрессиям или огульному шельмованию военачальников в приказах.
Один из персонажей романа Константина Михайловича Симонова "Солдатами не рождаются" очень точно объяснил причину, по которой после победы под Сталинградом Верховный Главнокомандующий радикально изменил свое отношение к высшему командному составу Красной армии.
"А он вообще, если хочешь знать, сейчас нашим братом не разбрасывается, - сказал Иван Алексеевич. - Сейчас мы нужные. Кто есть - тот есть, а других взять неоткуда, кроме войны, - только она их на ходу рождает. И пока война, лишних нет и не будет. Все, кто действительно может воевать, - все до одного нужны!"
И в 1944 году Сталин щедро награждает тех, кто может воевать, тех, кто нужен для достижения такой близкой и в то же самое время такой далекой Победы.
Маршальский корпус Победы
Генерал армии Сергей Матвеевич Штеменко, в годы войны возглавлявший Оперативное управление Генерального штаба, в своих воспоминаниях рассказал об инициативе Верховного Главнокомандующего, связанной с присвоением маршальских званий после успешного завершения седьмого сталинского удара. Союзники уже высадились в Нормандии и открыли долгожданный второй фронт в Западной Европе. Сталин исподволь готовился к грядущей встрече с союзниками и намеревался представить им свою армию казовым концом.
"После разгрома противника, окруженного под Яссами и Кишиневом, Генштаб пустил в ход свою зеленую папку, где находились обычно дела не столь спешные, но, как и другие, важные, в том числе представления к наградам и воинским званиям. Блестящая победа, одержанная 2-м и 3-м Украинскими фронтами, давала к тому повод. При рассмотрении этого вопроса И.В. Сталин сказал, что Р.Я. Малиновский и Ф.И. Толбухин достойны высшего воинского звания - Маршал Советского Союза.
- К тому же при восстановлении государственной границы СССР командующим фронтами это звание нужно присваивать, - добавил Верховный Главнокомандующий. Он был очень доволен успехами фронтов"10.
Именно в 1944 году Маршалами Советского Союза становятся шесть человек: Конев, Говоров, Рокоссовский, Малиновский, Толбухин, Мерецков.
Воронов получает звание Главного маршала артиллерии, а Новиков и Голованов - Главного маршала авиации.
Звание маршала артиллерии присвоено Яковлеву и Чистякову; маршала авиации - Астахову, Ворожейкину, Скрипко, Фалалееву, Худякову, Жаворонкову; маршала бронетанковых войск - Ротмистрову и Федоренко; маршала войск связи - Пересыпкину; маршала инженерных войск - Воробьеву.
Итак, в 1944 году маршальское звание получил 21 военачальник. В том же году высшее флотское звание адмирала флота (25 мая 1945 года фактически приравненное к званию Маршала Советского Союза) присвоили Кузнецову и Исакову.
В победном 1945-м, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, маршальское звание больше никому не присваивалось. 1 июня 1945 года маршалами бронетанковых войск стали Богданов и Рыбалко, а 9 июля - Маршалом Советского Союза глава НКВД Берия. И это еще одно подтверждение ключевого значения для Победы именно 1944 года - года десяти сталинских ударов.
Десять сталинских ударов
1. Январь. Под Ленинградом и Новгородом Красная Армия отбросила немцев в Прибалтику. Освобождение Ленинградской области.
2. Февраль-март. Разгром немецких войск на Буге. Освобождена Правобережная Украина
3. Апрель-май. Освобождены от немецкого гнета Крым и Одесса.
4. Июнь. Красная Армия разбила финские войска, освободила Выборг и Петрозаводск и отбросила финнов в глубь Финляндии.
5. Июнь-июль. Разбиты немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Могилевом. Окружение 30 немецких дивизий под Минском.
6. Июль-август. Разбиты немецкие войска под Львовом и отброшены за Сан и Вислу. Образован мощный плацдарм западнее Сандомира.
7. Август. Разбиты немецко-румынские войска в районе Кишинев - Яссы, окружены 22 дивизии под Кишиневом.
8. Сентябрь-октябрь. Немецкие войска разбиты под Таллином и Ригой и изгнаны из Прибалтики. Более 30 немецких дивизий отрезанны от Восточной Пруссии.
9. Октябрь. Наши войска оказали помощь союзной Югославии, получили возможность перейти через Карпатский хребет и помочь союзной Чехословацкой Республике.
10. Конец октября. Немецкие войска были вышиблены из района Печенга в северной Финляндии, и наши войска, преследуя немцев, вступили в пределы союзной нам Норвегии.
И.В. Сталин. Доклад на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1944 года.
- 1. За исключением Курляндской группировки противника, зажатой в западной Латвии по линии Тукумс - Лиепая.
- 2. О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза // Известия ЦК КПСС. 1989. N 3. С. 149; Выступление Н.С. Хрущева на собрании партийного актива центральных управлений Министерства обороны, Московского военного округа, Московского округа ПВО // Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы. М.: МФ "Демократия", 2001. С. 194.
- 3. Симонов К.М. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине. М.: Книга, 1990. С. 397, 408.
- 4. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 13 (2-3): Приказы Народного комиссара обороны СССР. 1943-1945 гг. М.: ТЕРРА, 1997. С. 245, 246.
- 5. Москаленко К.С. На Юго-Западном направлении. 1943-1945. Воспоминания командарма. Книга II. М.: Наука, 1973. С. 151.
- 6. В штабах Победы. 1941-1945. Документы. В 5 кн. Кн. 4. 1944. "Освободить народы Европы" / Отв. ред. А.К. Сорокин. М.: Научно-политическая книга, 2020. С. 26-29.
- 7. Там же. С. 101.
- 8. Сталин И.В. Сочинения. Т. 18. Тверь: Информационно-издательский центр "Союз", 2006. С. 218.
- 9. В штабах Победы. 1941-1945. Документы. В 5 кн. Кн. 4. 1944. С. 366, 367.
- 10. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 2. М.: Воениздат, 1985. С. 140 Военные мемуары.