Как пояснили в музее, обязательный, принудительный, но оплачиваемый труд среди арестантов был введен в Российской империи во второй половине XIX века. Они должны были работать в столярных, слесарных и художественных мастерских, организованных при тюрьмах.
"Предметы декоративно-прикладного искусства, которые заключенные создавали в неволе, проникнуты темой свободы, - объясняют в музее. - Именно так, например, можно объяснить смысл изображения на шкатулке, сделанной политзаключенным из Александровского централа".
Несмотря на солидный возраст, шкатулка хорошо сохранилась. Сейчас она является частью экспозиции "Каторга и ссылка. Жизнь политзаключенных в Российской империи в XIX - XX вв.". На ее крышке изображена женщина в белом одеянии, стоящая под открытым небом в окружении скал и держащая в руке свои цепи.
"Здесь метафорично показано бремя несвободы, тяготившее автора", - считают в музее. К слову, в системе исполнения наказаний до сих пор считается, что труд играет важную роль в процессе исправления осужденных. Кроме того, трудоустройство за решеткой открывает возможность возмещения вреда, причиненного преступлениями.
Во многих колониях страны налажена производственная деятельность. Осужденные изготавливают изделия из дерева, шьют спецодежду, выращивают фрукты и овощи и др. Одной из задач системы исполнения наказаний является восстановление и закрепление у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после освобождения.
По истории тюрьмы Трубецкого бастиона Петропавловской крепости создали VR-квестЗадача адаптации к новым условиям стояла и на свободе, особенно в 1917 году, когда произошли глобальные изменения в государственном строе, политике и экономической жизни России.
"Перед новым государством встали задачи изменить сознание людей, заставить их поверить в новые идеалы, начать доверять новой власти, - отмечают в Музее современной истории России. - Именно для этих целей и начала создаваться и раскручиваться машина агитации и пропаганды, которая впоследствии достигла гигантских размеров и не знала равных в мире".
В частности, в те годы появился специальный план монументальной пропаганды, которой были обязаны заниматься писатели и поэты, художники и скульпторы, деятели театра и кино, а также журналисты. Не остались в стороне и мастера декоративно-прикладного искусства, о чем свидетельствует агитфарфор - фарфор первых лет Октябрьской революции, который также хранится в фондах музея.
"Первые произведения советского художественного фарфора появились уже осенью 1918 года, - поведали в учреждении. - Это были изделия Государственного фарфорового завода в Петрограде, бывшего Императорского фарфорового завода".
Среди экспонатов имеется тарелка с надписью "С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там, внизу, среди сумятицы обыденной жизни", изготовленная в 1919 году художественным руководителем Государственного фарфорового завода Чехониным.
Кстати, в конце мая музей представит совместный выставочный проект с Императорским фарфоровым заводом "Фарфор и время". На выставке будут представлены уникальные изделия из фарфора - посуда, статуэтки, игрушки, предметы быта и агитационный фарфор.