Сергей Николаевич Струнников родился в 1907 году в Херсоне в семье художника-портретиста Николая Струнникова. Учился в Москве на операторском отделении Государственного кинотехникума и одновременно работал осветителем на студии "Межрабпомфильм". После окончания учебы хорошо проявил себя в съемочной группе Всеволода Илларионовича Пудовкина. С 19 лет его работы начинают публиковать в прессе. В 1940 году в Центральном доме журналиста состоялась выставка "Фото С. Струнникова 1930-1940 гг".
В августе 1941 года начал работать как военный корреспондент в газете "Правда". Чаще всего сотрудничал с пишущим корреспондентом Петром Лидовым. В 1942 году 57 работ Струнникова были представлены на выставке "Москва военная" в Центральном доме Красной армии. В том же году фотограф был представлен к награждению медалью "За боевые заслуги". Погиб Сергей Струнников в ночь с 22 на 23 июня 1944 года от авиационной бомбы на военном аэродроме под Полтавой. Эта бомба унесла и жизнь его друга и коллеги Петра Лидова.
Международную известность Сергей Струнников приобрел благодаря посмертным снимкам Зои Космодемьянской, опубликованным 27 января 1942 года в газете "Правда". Снимок впервые появился в газете "Правда" на второй полосе с другим снимком Струнникова на первой полосе. На примере этого номера, кстати говоря, очень хорошо видна задача военных фотографов - поддерживать боевой дух тем, кто на фронте, и - веру в победу тем, кто в тылу.
До нас дошли не только фотографии, но и дневники и письма фотографа.
После перенесенного сыпного тифа из подмосковного санатория "Архангельское" Сергей Струнников пишет другу-корреспонденту "Правды" Петру Лидову: "14 марта 1942 г. Судьба и обстоятельства перебросили меня в санаторий, где я ремонтирую свое здоровье, чтобы вновь вместе с Вами (это мое желание) создавать ценные вещи нашей эпохи для потомков, для истории, отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое".
Сергей Струнников говорил про свою работу: "Фотография - это документ… И если я заставлю людей позировать мне, играть ради снимка, то займусь не чем иным, как подделкой документов".
Великая Отечественная война на снимках военкора Сергея СтрунниковаИз записей в дневнике Струнникова, датированных весной 1944 года: "Мы в двух километрах от противника. Целый день над нами летают "мессеры". Работают артиллерия, миномёты. Снимаю всё, что может отразить войну. <...> Вечером наша тройка (Л. С. Соболев, И. И. Золин и я) заходим к дежурному. Неожиданно он нам сообщает, что Калашников убит... Не могу себе представить: только вчера утром мы все брели вместе и ночевали в одной комнате. Только вчера утром я снимал его. Оказалось, это было в последний раз... ...Никто не гарантирует, будем мы завтра живы или нет. Мы находимся в самом огне борьбы за Севастополь. Под этим городом почти уже накануне самой победы погиб наш верный товарищ большевик Миша Калашников, самый отзывчивый из среды репортеров, которых я знаю. Он честно отдавал все свои силы газете".
Вскоре после этой записи Струнников погиб на военном аэродроме под Полтавой. Его коллега Лазарь Бронтман, редактор газеты "Правда" так писал об этом 25 июня в своем дневнике:
"Эти дни в редакции траур. Днем 22-го получили телеграмму: "В ночь с 21 на 22 июня на месте командировки бомбой убиты ваши корреспонденты Лидов и Струнников, и корреспондент "Известий" Кузнецов. Похороны устраиваются на месте. Прошу сообщить Ровинскому. Полковник Денисов". Утром 22-го они вылетели на базу "летающих крепостей", а ночью были убиты. Страшно. Меня эта весть поразила почему-то больше, чем известие о гибели Калашникова. Еле сдерживал слезы. Как раз накануне вечером оба были у меня. Струнников показывал снимки приема в особняке НКИД. Молотов, Микоян, Вышинский, Лозовский - прямо живые, свежо и непосредственно. Написал я вчера некролог о нем. Теплый, как мог".
В фондах РГБ есть альбомы с работами Сергея Струнникова - более тысячи фотографий. Сегодня это документы времени, которые интересно смотреть не только сами по себе, но и в контексте полос газеты, для которой они были сделаны.
Его фотографии очень часто публиковались на первых полосах в газете "Правда". Струнников - автор кадров, вселяющих надежду и уверенность, кадров, перевернувших визуальные нормы и способ видеть мир.