По историческим данным, на 22 июня 1941 года в ленинградской городской милиции проходили службу 13508 человек. В первый день войны приличная часть из них была призвана в действующую армию. Но на фронт стремились и остальные. В каждом отделении лежали пачки рапортов с просьбой отправить их в Красную армию. Причем эти рапорты писали не только рядовые сотрудники, но и их начальники.
10 июля 1941 года появился приказ Народного комиссариата обороны и НКВД СССР, по которому сотрудники милиции считались такими же красноармейцами, как и те, кто находился в действующей армии. Оставшиеся на посту сотрудники продолжали наводить порядок в блокадном городе, бороться с преступностью и мародерством. Только в первую зиму от голода и истощения умерли 970 милиционеров.
Можно привести несколько примеров того, чем приходилось заниматься сотрудникам. Так, ликвидировали группу из Дзержинского райпищеторга, которая похитила 28 тонн горючего. К делу привлекли 24 человека. Милиционер Николай Сидоров раскрыл дело о дезертирах, которые от отдельных сотрудников военкоматов получали белые билеты и освобождались от службы в армии.
Выявили и ликвидировали антисоветчицу, дискредитировавшую советскую власть и восхвалявшую нацистский режим. Она заранее составляла списки фабричного актива, чтобы передать немцам, когда они займут Ленинград. И таких случаев в истории фронтовой милиции было немало.
Часть их работы можно увидеть в представленных на Дворцовой площади архивных документах, посмотреть артефакты, фотографии сотрудников и подлинную технику ленинградской милиции. Интересно заглянуть и в воссозданное помещение дежурной части, кабинет начальника милиции Ленинграда комиссара второго ранга Евгения Грушко.
Выставка будет работать до 11 мая.
Парад ретротехники в Петербурге