Сохранность и доступность маяка Анива остаются приоритетами для региональных властей. Однако, начиная с 20 мая, доступ к самому маяку будет ограничен в целях безопасности - на маяке начнется активная фаза реставрационных работ, которые надо завершить до наступления холодов. Туристам предоставится возможность насладиться видами одного из самых красивых маяков мира с воды и сохранить эти моменты на фотографиях, высадившись на скалу неподалёку.
Инициатива по передаче маяка в собственность региона пришла от президента России Владимира Путина по просьбе губернатора Валерия Лимаренко. Передача объекта от Минобороны РФ в собственность Сахалина произошла в конце апреля. Маяк, установленный в 1939 году и модернизированный в послевоенные годы, представляет собой 31-метровую башню необычной архитектуры - строили маяк японца по проекту Миура Синобу, человека, которого по праву называют гением японской архитектуры. Свет маяка виден в море на расстоянии до 28-35 километров.
Маяк построили на крутой скале, на самом краю мыса Сивучья. Его главная башня, выполненная из железобетона, была круглой, монолитной. Высота маяка сравнима с высотой 9-этажного дома. Внутри башни было установлено оборудование для комфортного проживания и все необходимое непрерывной работы маяка при любых погодных условиях.
На нижнем уровне располагалось оборудование для жзни и работы - насосы, генераторы. На втором уровне располагалась радиорубка, 2 жилых помещения, столовая, уборная, а на крыше 2-го этажа - открытая смотровая площадка с оградой.
Следующие этажи предназначены для кладовых и жилых помещений и вмещали до 12 работников. В комнатах для проживания смотрителей и персонала маяка были удобные двухэтажные кровати, ниши для хранения вещей и круглые иллюминаторы, пропускающие свет внутрь.
На седьмом этаже был эркер с рупором пневмосирены на крыше, а на восьмом находился резервуар для хранения горючего.
Самый верх башни венчал механизм, напоминающий часовой, с тяжелой гирей весом 270 кг. Для поддержания вращения огромного фонаря он требовал перекручивания раз в 3 часа. Благодаря этому маячному огню его свет было видно издалека.
Маяк "Анива" обслуживался смотрителями, которые работали в сменах по 4 человека. Когда навигационный период завершался, они уезжали на зимовку в поселок Сатоо (Южная Застава).
Во времена СССР маяк функционировал с использованием дизельных генераторов, а также аккумуляторов из резерва. Во время войны маяк не работал, а после ее окончания снова стал функционировать. На случай тумана в 1952 году на нем был установлен наутофон - сигнальная установка для звукового предупреждения о рифах.
Маяк перестал работать в 2006 году, став свидетелем множества исторических событий.
Чем привлекает туристов Сахалин