"А вы знали, что после установления советской власти преподавание истории в школах было отменено?" - такой вопрос задали в музее. Действительно, факт подзабытый и теперь малоизвестный, но уроки истории в школы было решено вернуть только в 1934 году, то есть 90 лет назад.
"В марте 1934 года на заседании Политбюро ЦК Иосиф Сталин отметил, что учебники для средней школы, в которых написано про эпоху феодализма, промышленного капитализма, совершенно не подходят, - сообщили в музее. - По его мнению, там нет фактов, событий, имен, а они необходимы".
К июню 1935 года было поручено подготовить новые учебники, однако работа над ними затянулась. Кстати, в фондах музея хранится портрет Андрея Шестакова, под редакцией которого в 1937 году был написан первый советский учебник по истории для начальной школы.
В России историческому образованию традиционно отводилась важная роль. В начале XIX века оно сформировалось как самостоятельная отрасль. Большое внимание уделялось не только лицеям и гимназиям, но и подготовке педагогических кадров для них.
С 1804 года на словесных факультетах университетов было введено преподавание исторических дисциплин, а в 1835 году сразу в четырех университетах на философских факультетах открылись историко-филологические отделения, которые спустя 14 лет были преобразованы в факультеты со специальными кафедрами истории.
Там читали курсы не только по русской истории, но и по словесности и систематики, истории и литературы славянских народов, древней истории и истории средних веков.
Однако после Октябрьской революции 1917 года ситуация изменилась. В императорской России историческое образование базировалось на официальной теории "самодержавия, православия и народности", а революционная историческая мысль, в основном представленная еще в трудах декабристов, преследовалась.
После победы революции началось создание принципиально новой системы исторического образования, которое теперь базировалось на марксистско-ленинской теории. Историю заменило обществознание, где обсуждались темы, связанные с классовой борьбой, сменой общественно-экономических формаций, говорят в музее.
В 1918 году в Москве открылась Социалистическая академия общественных наук, преобразованная в 1924 году в Академию коммунистическую, имевшую в своем составе Институт истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на образование в СССР.
"Позже, в период индустриализации и коллективизации, а также на фоне обострения международной обстановки вокруг СССР, появилась необходимость в повышении национально-патриотического сознания граждан", - отмечают в музее.
Новая практика в 1930-ге годы была признана неоправданной, поскольку по существу привела к ликвидации системы исторического образования. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) ситуацию изменило, поскольку в нем были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории.
Особый акцент в документе был сделан на "недопустимость игнорирования исторического образования". В 1934 году в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факультеты. А во второй половине 1930-х годов под руководством ЦК ВКП(б) были подготовлены новые учебники истории для средней и высшей школы, причем в ходе работы "было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории".