Согласно нововведениям большую поддержку получат проекты в области исторического образования и патриотического воспитания, в том числе планируется возродить программы внеклассного исторического просвещения. И в школе №3 Верхней Пышмы уже знают, как это сделать, чтобы ученикам не было скучно.
Здесь во время уроков истории вполне реально перенестись на триста лет назад, в далекий XVIII век, в начале которого солдаты Петра I сражались на полях Северной войны. Чтобы впечатлить современных детей и лучше передать атмосферу ушедшей эпохи, преподаватель Евгений Барковский облачается в военную форму солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В школьной программе на эту тему заложено всего 45 минут. Зато каких!
Детям повезло, их педагог - реконструктор. Он надевает камзол, поверх него кафтан из зеленого сукна и шляпу-треуголку. Дополняют образ тупоносые кожаные башмаки. Причем, тогда сапожники применяли одно лекало на оба ботинка - левый туфель от правого по ступне не отличался, но под себя историк этот нюанс предусмотрел.
Вся одежда лейб-гвардейца Преображенского полка сшита под заказ. И таких костюмов, детально проработанных с помощью исторических справочников и опытных швей, в коллекции Евгения не меньше десятка, в гардеробной соседствуют немецкая форма Перовой мировой войны и шинель Оровайского пехотного полка, который долгое время находился в Екатеринбурге.
Исторические факты с такой костюмированной подачей надолго закрепляются в памяти школяров. Имя педагога хорошо знают не только в образовательной среде: за реквизитом к Евгению не стесняются обращаться театры и киностудии. Ведь найти костюм, продуманный без единой исторической ошибки очень сложно, а сделать его самому - целое искусство.
Учитель истории из Верхней Пышмы Евгений Барковский- Самое сложное в петровской форме - это пуговицы, но индустрия фурнитуры в Москве и Белоруссии сейчас развита достаточно хорошо. А вот сшить что-то эксклюзивное, например, финскую форму - целый детектив, - признается Евгений. - Одна из главных задач - найти сукно нужной текстуры и точного цвета. Попробуйте найти ткань пюсового оттенка! Самому нужно разобраться с лекалами, а то, бывает, закажешь военный мундир, а на выходе получаешь кардиган.
Какие-то более простые аксессуары Евгений изготавливает сам: пряжки, ремни, кошельки. Иногда, чтобы восстановить части оружия, реконструктору приходится прибегать к профессиональным секретам: даже специалисту будет сложно распознать, что изящный деревянный приклад пистолета-пулемета Первой мировой войны MP18, выполненный под орех, на самом деле сделан из березы.
Конкретно этот макет оружия, который достался Евгению, применялся во Второй мировой войне во время осады Кенигсберга. MP18 находился на вооружении немецкого фольксштурма, раритет нашли в одном из местных портов. Затвор и ствол у находки - родные.
- Без ложной скромности скажу, на Урале таких вещей нет вообще ни у кого. Пулемету - 106 лет. Я восстанавливал его порядка пяти лет, пришлось подключать разных мастеров, добыл три магазина под патроны. Столько вложено сил и времени, что сейчас я его не готов продать ни за какие баснословные деньги. На аукционах стартовая цена такого раритета начинается от 250 тысяч рублей, - описал ценность находки Евгений.
Из двух сотен старинных артефактов целую полку занимают головные уборы. Например, остроконечный кожаный шлем - пикельхельм, который был распространен среди русских, английских, германских военнослужащих, красуется рядом с фуражкой германского унтер-офицера времен Первой мировой войны.
Один из самых компактных экспонатов коллекции - пакетик порошка от вшей, авторство медицинского препарата приписывают личному врачу Гитлера Теодору Мореллю. Об эффективности этого средства известно немного. Однако рассказывают, что при раскопках немецких долговременных позиций в выгребных ямах порошок находили выброшенным целыми упаковками.
Лавры самого масштабного экспоната из запасов Барковского принадлежат карте Польши второй половины XIX века. Если ее разложить целиком, она займет площадь всего ковра в большой комнате. Репринт на плотной бумаге историку помогли сделать в местной типографии, причем для реконструктора было важно, чтобы на реплике осталось читаемым название каждого города.
Такое бережное отношение к истории у Евгения от семьи. Обе прабабушки работали учителями. Они всегда трогательно рассказывали, как их отец Владимир Барковский в 40 лет ушел добровольцем на фронт, оставив должность директора школы. Мужчина стал связистом, писал с фронта письма, описывая, как тяжело жить в окопах, как сильно скучает по жене и дочерям, и что такое это страшное слово "война". Евгений хранит эти письма до сих пор.
- Когда перечитываю эти письма, хочется плакать. 9 Мая - важный день для нашей истории. В этой войне наши деды отвоевали право на нашу жизнь, это их заслуга. Нам нужно как можно чаще погружаться в историю, в том числе реконструкция может быть еще одним методом ее изучения, - поделился Евгений.
С особенной осторожностью историк демонстрирует еще одну семейную реликвию - газету "Путь Ленина" от 1 октября 1943 года. В пожелтевшей от времени передовице можно перечитать сводки советского информбюро, указы об увеличении нормы сдачи хлеба и даже полную расшифровку речи Уинстона Черчилля, которую он произнес 4 июня 1940 года перед палатой общин. Но для молодого историка самая важная публикация всего номера - заметка про прапрадеда - связиста Владимира Барковского.
Кстати, 25 мая, в верхнепышминском парке "Патриот" Евгений предстанет в одном из трех подходящих образов, которые молодой человек пока тщательно обдумывает. Это может быть финский солдат периода Великой отечественной войны, военнослужащий РККА либо солдат Войска Польского. Встреча с ожившей историей обещает быть интересной, ведь у реконструкторов есть шанс продумать разные сценарии военного сражения.