16.05.2024 08:18
"Родина"

Почему Путин поедет в Харбин - история уникального русского города в Китае

Текст:  Николай Роганов
У кого-то наверняка возникли вопросы, почему глава нашего государства Владимир Путин во время визита в Китай посетит не только столицу Пекин, но и Харбин, который реже появляется в информационном потоке. Дело не только в российско-китайском ЭКСПО и форуме, дело еще и в том, что Харбин построили русские.
Монумент в память советских воинов-освободителей в Харбине. / РИА Новости / Евгений Епанчинцев.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В конце XIX века на Дальнем Востоке Российской империи прокладывали железную дорогу. В азиатском регионе активизировались западные страны и Япония, поэтому надо было осваивать земли, развивать их, а без дороги этого не сделать.

Ее можно было строить по российской территории вдоль Амура либо через Манчьжурию, огромный регион на северо-востоке Китая, за который несколько раз воевали Россия, Япония, Китай и другие. Через Манчьжурию проще и дешевле, убеждал министр финансов Сергей Витте, к тому же это поможет развитию экономических и торговых связей. Ну и убедил, его проект победил, назвали его Китайско-восточная железная дорога (КВЖД).

Так вот - строительное управление КВЖД возвели на берегу реки Сунгари, где раньше была крохотная рыбацкая деревня, а с 1898 года стремительно рос город Харбин. Название переводится как "переправа" или "брод". Есть и неофициальное наименование - восточная Москва.

Из России приехали строители, казаки, которые их охраняли, а также обслуга (повара, портные, слуги, сапожники), чтобы кормить-одевать людей. В 1898 году в Харбине проживало менее 100 тысяч человек, в 1917 - 337 тыс., в 1951-м - миллион, а сейчас более 10 миллионов.

/ Фотограф не установлен. / РГАКФД

До 1917 года в Харбине были две администрации и две полиции - русская и китайская. В октябре 1917-го власть захватили большевики, а через два месяца их разгромили китайские войска, власть снова сменилась.

"Русейший облик Харбина..." Как на берегу реки Сунгари строили "Дальневосточную Москву"

Следующее нашествие русских в город случилось в 1924 году - после поражения в Гражданской войне сюда бежали белогвардейцы. Далее вплоть до Второй мировой Харбин представлял из себя совершенно уникальное явление - типичный российский провинциальный город, который построили русские на китайской территории. 26 православных храмов, несколько русских школ, шесть высших учебных заведений.

Насыщенная культурная жизнь, одной из жемчужин которой стал поэт Арсений Несмелов. Харбин будто затаился и ждал - а не кончится ли в России советская власть, не вернется ли прежняя жизнь, о которой так мечтали эмигранты.

В 1935 году СССР продал КВЖД государству Маньчжоу-го. Русские постепенно уезжали. Много чего было в яркой истории города, кроме одного - спокойной жизни. Тот самый случай, когда никакой Голливуд не придумает сценария круче того, что писала жизнь.

В 1945-м советские войска освобождали Харбин от японцев, а со следующего года город контролировали уже другие коммунисты - китайские. Начиналось его промышленное развитие. Сейчас в городе много заводов, здесь базируется самая крупная в Китае компания по производству вертолетов.

В Харбине есть памятник советским воинам, на одной из плит которого написано "Вечная память Героям Советской Армии, погибшим в боях за освобождение Северо-Восточного Китая". Это один из пунктов визита Владимира Путина, который хочет возложить венок к монументу.

Кладбище совестских воинов в Харбине

Также наш президент собирается посетить действующий православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине. Это, разумеется, помимо открытия Российско-китайского ЭКСПО и четвёртого Российско-китайского форума по межрегиональному сотрудничеству, а также посещения Харбинского политехнического университета.

Новости