В истории отечественной культуры не так много художественных династий, подобных Васнецовым, внесшим столь весомый вклад в ее развитие. Виктор с его фольклорно-эпическими сюжетами предвосхитил появление символизма и модерна в России. Аполлинарий создал уникальные исторические картины-реконструкции Старой Москвы. Андрей стал одним из основоположников "сурового стиля", мастером монументальной и станковой живописи второй половины ХХ века.
Верхний этаж выставочного пространства посвящен творчеству двух братьев. Посетители увидят самые знаменитые полотна Виктора Васнецова: "Богатыри" (1881-1898), "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880), "Три царевны подземного царства" (1879-1881), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897), "Аленушка" (1881). Впервые в выставочных залах Государственной Третьяковской галереи экспонируются его картины из волшебного цикла "Поэма семи сказок": "Царевна-Несмеяна" (1916), "Баба-Яга" (1917), "Царевна-лягушка" (1918), которые обычно находятся в Доме-музее Виктора Васнецова.
Также на выставке представлены эскизы Виктора Васнецова к опере Николая Римского-Корсакова "Снегурочка". Его костюмы и декорации, созданные для Русской частной оперы Саввы Мамонтова в 1885 году, стали материальным воплощением идеи синтеза искусств, к которой Васнецов не раз обращался в своем творчестве. Смог повлиять он и на роль художника в театре, став полноценным соавтором спектакля наряду с композитором и режиссером.
Виктор Васнецов также был основным исполнителем росписей Владимирского собора в Киеве. Художник приступил к этой работе, будучи убежденным в том, что "украшение храма - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства". На десять лет собор стал главным делом его жизни. Написанные Васнецовым образы стали потрясением для его современников. Более 400 живописных и графических эскизов художника в 1893 году приобрел Павел Третьяков. Некоторые из них стали частью сегодняшнего выставочного проекта.
Выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век"В работах Аполлинария Васнецова нашли отражение размышления автора о смысле жизни, непреходящих человеческих ценностях, о вечной красоте и силе природы. Таковы представленные в экспозиции картины "Кама" (1895), "Озеро" (1902), "Оренбургские степи" (1893), "Элегия" (1893). Также Аполлинарий, впервые в русском искусстве, обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси. Для выставки были отобраны его работы из серии "Старая Москва", воссоздающие образ средневековой столицы - парадные площади Кремля, постройки Китай-города и неизвестные окраины Москвы. Аполлинарий мастерски соединил в своих картинах науку и искусство, реальность и творческий вымысел. По мнению известного искусствоведа Анатолия Бакушинского, серия "Старая Москва" не имеет аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном искусстве.
Творчеству Андрея Васнецова, участника Великой Отечественной войны и взятия Кенигсберга, посвящены два нижних выставочных этажа. Основу экспозиции составили более 50 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи. Среди них: "Вешают белье" (1960), "Завтрак" (1960), "Разговор" (1962), "Похороны солдата" (1985), "Большой обед. Семья Иванушкиных" (1953-1987), "Портрет Насти Васильцовой" (1990). А также картины из других музейных собраний и частных коллекций.
Андрей Васнецов был уверен, что "новое поколение всегда вносит в искусство новые поиски, новое видение". И в своем творчестве четко придерживался этого принципа. Видимый мир в работах Васнецова преобразуется в картины бытия, где человек, природа, состояния объединены единым потоком жизни.
Выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век". Зал Андрея ВаснецоваВыставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" дарит зрителю уникальную возможность сравнить таких стилистически не похожих друг на друга родственников-живописцев. Но есть тема, которая их, безусловно, объединяет. Это тема семьи, семейных ценностей, так называемого близкого круга. Именно с изображений членов семей Виктора и Аполлинария Васнецовых начинается выставка. Рядом с первым живописным автопортретом Виктора экспонируются портреты его супруги Александры, с которой художник счастливо прожил полвека, а также их детей - Татьяны, Бориса, Алексея и Владимира. Семья Аполлинария представлена в портретах, выполненных братом Виктором, а также другом художника Николаем Кузнецовым и учеником Аполлинария Алексеем Исуповым. Семейная тема прослеживается и в творчестве Андрея Васнецова. Моделями для его картин стали жена Ирина, сын Федор и друзья-художники Татьяна Соколова, Гурий Захаров, Наталия Егоршина, Владимир Васильцов.
Помимо Третьяковской галереи в реализации столь масштабного и амбициозного проекта участвовали множество других музеев. В том числе Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Архангельский художественный музей, Нижегородский художественный музей, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, Государственный исторический музей, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Омский областной художественный музей имени М.А. Врубеля, Музей Москвы, Музей-заповедник "Абрамцево".
Несколько картин Васнецовых зрители смогут увидеть в дополненной реальности, что позволяет не только расширить восприятие искусства, но и взаимодействовать с ним. А для поклонников традиционного печатного контента к открытию выпущен фундаментальный каталог.
Выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век" открыта с 23 мая по 4 ноября.