В начале 20-х годов XX века советские ученые активно работали над созданием аналога дюралюминия - разработанного в Германии сплава на основе алюминия, меди, марганца и магния, который применялся в авиастроении. Немецкий материал был очень дорогим, ему искали подходящую замену.
В 1922 году в Центральном аэрогидродинамическом институте начали испытывать кольчугалюминий - его выпустили на заводе в Кольчугино Владимирской области. Сначала он стал основой для создания глиссеров и аэросаней - эти проекты реализовал конструктор Андрей Туполев, который занимал должность начальника отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ.
После был создан самолет АНТ-1, состоявший из дерева и металла. А уже затем его цельнометаллический "собрат" АНТ-2. Моноплан с высокорасположенным крылом полностью состоял из гофрированного кольчугалюминия.
Фюзеляж имел трехгранную форму, которая обеспечивала жесткость самолета при небольшом весе. Кабина пилота была открытой и располагалась за двигателем - трехцилиндровым Lucifer мощностью 100 лошадиных сил производства британской фирмы Bristol. Защитой от встречного потока воздуха служил целлулоидный козырек небольшого размера. За кабиной пилота находилась кабина для пассажиров, рассчитанная на двух человек. Для них обустроили плетеные камышовые кресла.
"Фюзеляжу придали треугольное сечение, очерченное вокруг фигуры сидящего человека. Вверху ширина соответствовала ширине плеч, книзу сужалась так, чтобы можно было свободно разместить ступни ног. Пассажиры сидели лицом друг к другу, кабина была тесна, коленями они соприкасались", - писал в своей книге "Ту - человек и самолет" Леонид Кербер. По легкости конструкции АНТ-2 был не хуже знаменитых немецких Junkers.
Самолет АНТ-2После сборки АНТ-2 перевезли на Центральный аэродром имени Троцкого в Москву. 26 мая 1924 года летчик-ас Первой мировой войны Николай Петров совершил на самолете первый полет. В качестве "пассажиров" погрузили два мешка с песком.
Полеты прошли успешно: спустя два дня АНТ-2 продемонстрировали руководству военно-воздушных сил и ЦАГИ. Самолет достиг скорости 169,7 километров в час. Вместе с двумя мешками он поднялся на высоту 1000 метров за 7 минут.
В июне АНТ-2 начали испытывать с пассажирами, была повышена его путевая устойчивость. Вместо шасси конструкторы использовали лыжи. 1 июля 1924 года самолет принял участие в воздушном параде Общества друзей воздушного флота, который был организован в честь торжественной передачи XIII съезду партии эскадрильи самолетов им. В.И.Ленина.
По описанию очевидцев, АНТ-2 заметно отличался "необычностью конструкции и легким изящным видом". "За конструирование и постройку первого русского цельнометаллического самолета" Андрея Туполева поощрили творческой командировкой в Германию и Францию.
После испытаний АНТ-2, которые длились до весны 1925 года, началась подготовка к его серийному выпуску. Работы развернулись в мастерской Кольчугинского завода, где делали глиссеры и аэросани.
"Ввиду очень хороших летных данных (Vmax = 169 км/ч, потолок 3300 м) в настоящее время строится первая серия таких самолетов АНТ-2бис, так как необходимость для малонагруженных пассажирских линий такого типа маломощного самолета была вполне определенно установлена со стороны гражданской авиации", - говорилось в "Сведениях о ЦАГИ за 1925/26 гг.". Планировалось, что самолет примет участие в перелете Москва-Париж, который впоследствии был отменен.
Трехместный АНТ-2бис с американским двигателем Wright мощностью 200 лошадиных сил Андрей Туполев использовал для масштабной программы испытаний. Но в серию моноплан так и не пошел: двигатели были дорогими и дефицитными, кольчугалюминия не хватало, пассажировместимость посчитали слишком маленькой.
Однако первый цельнометаллический самолет сыграл значимую роль в истории отечественного авиастроения: именно с него она, по сути, началась. АНТ-2 стал основой для проектирования боевых машин. Выпущенный экземпляр использовали для перевозки людей и почты, а в 1927 году он стал экспонатом нового Центрального аэрохимического музея имени М.В. Фрунзе.
В 1960 году самолет передали в Музей военно-воздушных вил в Монино, где он экспонируется до сих пор. Интересно, что в 1979 году АНТ-2 стал "героем" фильма "Поэма о крыльях". Актер Владислав Стржельчик, исполнявший роль Андрея Туполева, идет по музею, останавливается у АНТ-2 и говорит: "Вот и он - наш цельнометаллический первенец".