Новый виток развития традиционная для Москвы текстильная промышленность, по словам Собянина, получила, в том числе, за счет ухода некоторых зарубежных брендов, что дало столичному бизнесу возможность занять свободные ниши.
Однако так было не всегда. Например, после Великой Отечественной войны у властей Москвы не было возможности нарастить производство качественной и красивой одежды. Между тем, приближалось 800-летие Москвы. Можно было ожидать, что москвичи и гости столицы захотят принарядиться.
Столичные власти нашли выход из ситуации, о чем рассказал Главархив Москвы. Они решили поощрять творчество горожан и помогать им повышать квалификацию в портновском деле. В фондах архива хранится решение "О возобновлении работы курсов кройки, шитья и вышивки имени Надежды Крупской", принятое Моссоветом в мае 1947 года.
Курсы должны были заработать уже с 1 июня, а записаться на них могли все желающие. Главная идея заключалась в том, чтобы слушатели научились придумывать и шить наряды лично для себя.
"В 1930-е годы многие женщины после работы самостоятельно учились кроить, шить, вышивать, так как им хотелось красиво наряжаться, а денег на покупку готового платья в магазине или ателье не хватало, - подчеркнули в архиве.
После Великой Отечественной войны легкую промышленность еще не успели перестроить для мирной жизни, поэтому товаров народного потребления, в том числе одежды, производилось мало".
Советские уроки кройки и шитья - фотоУсловия обучения на курсах кройки и шитья также были утверждены Моссоветом. Они предполагали, что слушателями могли быть как женщины, так и мужчины. Стаж и опыт "портновского дела" не имели значения.
Но обладатели такого опыта получали хорошую возможность повысить свою квалификацию, а затем начать обучать других, например, открыв кружок при своем домоуправлении.
Ценз был возрастным - записаться на курсы можно было только с 15 лет. Требовалось и начальное школьное образование, но в СССР это не было проблемой. Возможно, проблемой для кого-то было то, что курсы оказались платными - 50 рублей в месяц брали с человека.
Объяснялось это тем, что учителей набирали по договорам, и им надо было чем-то платить. Однако плата в 50 рублей была по карману большинству желающих: в 1947 году среднемесячная зарплата в Москве превышала 500 рублей.
"Курсы начали работать с 1 сентября, последнее занятие проводили 30 июня, то есть занятия занимали ровно один учебный год, - уточнили в архиве. - Также был предусмотрен перерыв в обучении на зимние каникулы с 25 по 30 января. Программа была рассчитана на 480 учебных часов и включала 14 разделов".
Учили на курсах основательно и неторопливо, отводя на каждый раздел от 36 до 52 часов. Освоить программу за год можно было при условии регулярного посещения занятий трижды в неделю. Начинали с простого: изучения швов, правил обмера фигур, наложения заплат. На следующем этапе слушателей учили моделировать одежду. Наиболее популярным был раздел, в котором обучали шить все виды одежды для девочек и мальчиков в возрасте до 14 лет.
Заключительным испытанием было изготовление собственного мужского или женского костюма. В случае успеха слушатель получал аттестат об окончании курсов. В Главархиве подчеркнули, что возрождение курсов кройки и шитья в год 800-летия Москвы оказалось удачным решением.