30.05.2024 17:03
"Родина"

С домов-памятников в Севастополе исчезнут "царь-балконы"

Текст:  Юлия Крымова
Российская газета - Экономика Юга России: №114 (9356)
С исторических зданий в центре Севастополя исчезнут "царь-балконы" - так жители города называют самостоятельно остекленные или перестроенные на свой лад архитектурные элементы на домах. При реставрации жилых домов-памятников все лишнее уберут. Работы уже начались на нескольких объектах. Всего в городе около 180 многоквартирных домов - объектов культурного наследия (ОКН). Чтобы привести их в порядок, потребуется более десяти лет.
/ Юлия Крымова/РГ
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Сейчас реставраторы работают на трехэтажном жилом доме по улице Гоголя, 8, 1949 года постройки. За 75 лет красивый белый каменный фасад пожелтел, лепнина и декоративные элементы рассыпались от времени.

Жильцы тоже внесли свой вклад. Полукруглые выступающие балконы с колоннами, напоминающие театральные ложи, застеклили как кому на душу легло. А бывшие владельцы одной из квартир на верхнем этаже приделали к фасаду огромную вульгарную коробку из стеклопластика.

- Новый владелец квартиры пошел навстречу и добровольно согласился на демонтаж этой конструкции. Там была увеличена балконная плита, надстроен кусок крыши. Непонятно, как это вообще все держалось. Теперь будет просто открытый панорамный балкончик, - рассказал директор Регионального фонда содействия капремонту Дмитрий Шпагин.

Реставраторы уже восстановили балюстраду, возвращают на место облицовочный камень. По словам Шпагина, это самый сложный объект, с которыми сталкивался фонд капремонта Севастополя. Утрачены многие архитектурные элементы, которые пришлось изготавливать заново по сохранившимся образцам. Вместо деревянных дверей на парадном фасаде стояли металлические. К счастью, в соседнем доме того же периода постройки остались исторические двери, и с них сделают копии.

Все такие изменения незаконны. Ни в советские, ни в постсоветские годы ничего подобного делать с памятниками архитектуры было нельзя.

- Жить в доме-памятнике - это не только приятно и красиво, но и возлагает на собственника обязанности по сохранению, - говорит Шпагин. - Но собственники эксплуатируют памятники как попало, особенно если посмотреть на дворовые фасады. К каждому дому что-нибудь пристроено, висят кондиционеры, разномастные балконы, приделаны лестницы и входы на первых этажах.

Отдельная история - кондиционеры. Жильцы домов-памятников не хотят отказываться от комфорта и терпеть жару. Хотя есть способы законно разместить кондиционеры в таком здании. Например, их можно поставить на балконных плитах, на чердаке или единым блоком во дворе.

- Любой кондиционер разрушает памятник. Он вибрирует, по нему стекает вода, нарушается водоотведение от фасада. И это не аргумент, когда говорят, что повесили не мы или повесили до того, как дом стал памятником, - считает Шпагин.

В Севастополе действует мораторий на проверки Севнаследия, введенный еще во время пандемии ковида. Его срок продлен до 2030 года. Но если на доме-памятнике начались реставрационные работы, владельцам квартир уже не отвертеться. По словам главы Севнаследия Ирины Масликовой, с жильцами стараются договариваться заранее, еще при разработке проекта реставрации.

Если собственник помещения отказался убрать кондиционер, то его обяжут сделать это через суд. Но это влетит в копеечку. Придется не только демонтировать сам агрегат, но еще и выполнить реставрацию участка стены, на котором он висел. А это значит нанять организацию с лицензией, которая подготовит проект реставрации и выполнит работы.

В Балаклаве началась реставрация водолечебницы начала XX века

Практика показывает, что пока большинство владельцев квартир отказываются снимать кондиционеры. Они останутся на фасадах до решения суда либо пока собственники сами не передумают и не приведут дом в порядок.

В Севастополе уже отреставрированы фасады десяти многоквартирных домов-памятников. Подготовлены проекты еще 50. У исторических зданий также ремонтируют крыши, иначе новые фасады со старой кровлей быстро покроются потеками.

Реставрация домов-ОКН обходится в два-три раза дороже, чем обычных многоэтажек. К примеру, фасад на Гоголя, 8, стоит 54 миллиона рублей. Фасад на Большой Морской, 2, где только приступают к реставрации, - 30 миллионов рублей. Работа выполняется за счет фонда капремонта - "общего котла", куда жители делают взносы.

В этом году севастопольский фонд капремонта выполнит работы на 1,8 миллиарда рублей. Поскольку работы на памятниках - дорогое удовольствие, в год делают не больше двух фасадов и нескольких крыш. Процесс могут ускорить федеральные субсидии на реставрацию домов-ОКН, которые уже предоставляли городу.

Что же касается инженерных сетей, то пока ни в одном из жилых домов-ОКН их не заменили. Это больше всего возмущает владельцев квартир. Мол, наводят красоту снаружи, а внутри остаются ржавые, рассыпающиеся трубы. По словам Дмитрия Шпагина, сложность в том, что перекрытия в домах-памятниках относятся к предмету охраны, а заменить трубы, не повредив перекрытия, невозможно. Вопрос уже урегулирован на федеральном уровне, осталось решить его на региональном.

Степан Самошин, историк, автор телеграм-канала "Архитектура Севастополя":

- Проблема самовольного остекления балконов и лоджий существовала еще в советском Севастополе. В восьмидесятые годы горсовет запретил делать это на памятниках архитектуры, а для остальных жилых домов - только по единому утвержденному проекту.

Внешние блоки кондиционеров, "царь-балконы" и другие диссонирующие элементы портят вид исторических зданий. Без их ликвидации реставрация таких домов имеет не много смысла. Однако у жильцов домов-ОКН часто иное мнение, их аргументы - летняя жара, труднопереносимая без кондиционера, и средства, вложенные в строительство "ласточкина гнезда" на балконе.

Все эти "усовершенствования", за редким исключением, были сделаны незаконно, так как наши дома-памятники являются таковыми уже почти 40 лет. Для решения этой проблемы нужна политическая воля, а также дополнительное финансирование, так как взносов на капремонт не хватает на такие траты.

Севастополь Новости История