29.05.2024 09:45
"Родина"

Не работа, а праздник! Каким виделось строительство БАМа журналистам

Текст:  Ирина Троценко (Хабаровский край)
Российская газета - Неделя - Дальний Восток: №116 (9358)
Журналисты из Хабаровска, в течение двух лет снимавшие телесюжеты и программы про возведение БАМа, были удостоены медалей за строительство магистрали. О том, что впечатлило и какие истории попали на пленку, накануне юбилея трассы века они рассказали "Российской газете" и "Родине".
Леонид Дорофеев: Снимать про БАМ было почетно, но сложно. / Из архива Леонида Дорофеева
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В тайгу за счастьем и дефицитом

Всесоюзная стройка с конца 1970-х была инфоповодом номер один для всех СМИ без исключения. Летом 1974 года сюжеты и зарисовки посвящались окончанию очередной пятилетки. Сотни репортажей шли под лозунгом "Ни часа простоя, ни грамма потерь!". Им на смену появились первые очерки об изыскателях в рубрике "Строим БАМ". О строителях, как опытных, так и студентах, писали пофамильно - надо же знать героев! Делать публикации и снимать сюжеты о бамовцах отправляли лучшие перья - это было почетно.

Своей самой большой творческой удачей командировки на Байкало-Амурскую магистраль считает хабаровский телеоператор Леонид Дорофеев. В составе съемочной группы к месту глобальной стройки он выезжал в течение нескольких лет. И даже сейчас, спустя десятилетия, признается: ассоциации со словом "БАМ" только самые позитивные. Хотя на съемках случалось всякое…

- Когда говорят про БАМ, сразу на душе тепло становится, - рассказывает Леонид Иванович. - Нигде больше я не встречал таких открытых и жизнерадостных людей, такой уверенности в нужности своей работы, невероятного подъема и энтузиазма! Создавалось впечатление, что им в радость каждый день, каждый час труда и отдыха. Считаю, то, что мы увидели и почувствовали, мало кому довелось. Нам повезло стать летописцами магистрали. Это было что-то уникальное. У них все ладилось - молодые, веселые, не боявшиеся никаких трудностей!

БАМовская жизнь - фото

В тайгу журналисты рвались от обязательных и нередко скучных заседаний, которые приходилось снимать. Уверяют: попадаешь на стройку, где бурлит настоящая, некабинетная, жизнь, и ощущаешь счастье.

- Мы снимали программу "Магистраль", ездили в командировки дважды в месяц и наблюдали, как все меняется на глазах, - вспоминает журналист Лариса Круц. - Строили, что называется, с нуля. Вроде только что тут была сплошная тайга, а уже появились домики, баня, пекарня, прачечная - все очень по-хозяйски.

Мы делали сюжеты про чегдомынское направление. Строили магистраль ребята из разных республик Советского Союза. Остроумные, веселые, пели-танцевали и работали отлично. От них мы буквально заряжались энергией. Часто снимали про железнодорожные войска, которые занимались укладкой шпал.

БАМ - это история про единый порыв. Тому, кто там не бывал, сложно представить и поверить, что можно не ощущать бытовые тяготы, потому что ты горишь общей идеей проложить магистраль, дать жизнь новому - направлению, городам, людям. А еще там можно было достать дефицитные товары. Так один хабаровский журналист урвал себе дубленку. До сих пор помню, что ему все очень завидовали.

Строитель БАМа о трудовых буднях полвека назад

У природы нет плохой погоды?

Трудностей, о которых упоминают журналисты сразу после воспоминаний про невероятный энтузиазм, хватало. Дальневосточная природа не особо располагает к съемкам на свежем воздухе. Точнее, на очень свежем, когда столбик термометра опускается ниже отметки 45 градусов. В такой минус дискомфорт испытывали и люди, и техника. Пленка, на которую снимали, лопалась от холода. Для нее брали специальный утепленный мешок, чтобы не повредилась.

- Снимать зимой- испытание. Мороз, отогреться негде, с камерой работаешь голыми руками, ни в перчатках, ни тем более в варежках кнопки не нажмешь. Если снимаешь долго, пальцы перестаешь чувствовать. Помучился и нашел выход.

После выхода фильма "Карнавальная ночь" у женщин были популярны меховые муфты. Каждая себе хотела такую в гардероб. Вот и я подсмотрел идею у Гурченко, - смеется Дорофеев. - Конечно, несолидно мужчине с муфтой ходить, но с ней стало так хорошо! К тому же в суровых таежных условиях своя мода. И в палатках ночевать доводилось в мороз. Лежишь, один бок припекает буржуйка, а второй примерзает к стенке палатки. Но мы не жаловались - остальные работали и жили в таких же условиях.

БАМ: день за днем

У зимнего БАМа было два плюса. Первый - отсутствие сильного ветра, второй - нереальная красота природы. Уж тут можно снимать такие планы, что не только в телепрограмму - в приличную картину не стыдно поставить.

- Летом тоже очень красиво, но какие жуткие комары! Они будто слетались отовсюду, чтобы напиться крови строителей БАМа и журналистов, - говорит Лариса Круц. - Брали с собой репелленты, но они не помогали. Правда, через какое-то время ты перестаешь чувствовать, что тебя облепили комары. Только потом, в городе, еще помаешься, расчесывая укусы.

Особенности съемки

На стройке журналистам были рады - встречали, как дорогих гостей. Лучшие угощения - им, старались устроить на ночевку поудобнее. Подвозили к месту съемок, добираться куда приходилось даже на военной технике по бездорожью. Правда, доставить в нужную точку удавалось все-таки не всегда.

- Уж сколько раз по воде шли на репортажи, и не сосчитать, - улыбается оператор. - Машина проехать не может, а тебе надо попасть туда, дальше. Выгружаемся, обвешиваюсь техникой - и вперед! А камеры, которыми мы снимали в советское время, не чета современным. Это тяжеленная аппаратура весом около десяти килограммов, к ним прибавьте кофр с аккумуляторами - по одному брать было бесполезно - быстро разрядится. Свет, звук, пленки, сумки.

Завидев меня со всем этим арсеналом, строители смеялись: "Идет наш человек-оркестр". За день натаскаешься - казалось, техника стала больше весить. Речки чистые, аж блестят на солнце, а какие холодные! Делать нечего - лезешь в воду. Но и это не проблема - всего лишь особенность работы на БАМе.

В Забайкалье открылась выставка о БАМе, которую может пополнить любой желающий

БАМ - не только труд в тяжелых природных условиях. Это молодость и присущая ей легкость и влюбленность. На стройке века свадьбы не были чем-то необычным, но их с удовольствием брали в репортажи.

Каждый оператор знает - для сюжета необходимы кадры, снятые с верхних точек. В городе такие набрать проще, но как их получить в тайге? Фотографам легче - один из них наловчился карабкаться на деревья. Но с телекамерой такой номер не пройдет. Дорофеев забирался на машины, ради съемки порой тормозили рабочий процесс, но не роптали - понимали, что оператор старается сделать красиво. Труд телевизионщиков оценили - хабаровская студия удостоилась диплома второго Всесоюзного фестиваля молодежных программ в Кишиневе.

Хабаровский край Судьбы История