В сорок пятом, в год Победы, когда Евгений Шварц только садился за сценарий нашей "Золушки", в советские кинотеатры попала мелодрама "Сестра его дворецкого". Заморское кино! Там юная американка, тоже золушка-простушка, пела с обворожительным акцентом: "Отвори потихоньку калитку". И еще, еще, и все на русском. Спела - и покорила сердце своего кумира, тот растаял: "Нет ничего красивее русского языка!" И очарованный герой со связями "отворял" девчушке все дороги к счастью.
Конечно, режиссер Фрэнк Борзедж снял этот фильм за океаном в год, когда у нас еще под Сталинградом добивали фрицев. В 1945-м, когда его кино попало к нам, страна лишь поднималась из руин. Но в актрису Дину Дурбин влюбились все: она была немножечко инопланетянкой, но такой родной.
Тем же летом 1945-го на открытии ООН в Нью-Йорке на большом приеме в честь русской делегации хозяйкой бала тоже была Дина Дурбин - и снова пела русские песни, и все стонали от восторга. И крымский астроном Черных, открывший две звезды, одной дал имя летчицы Евгении Рудневой, геройски погибшей под Керчью, а второй - имя актрисы Дины Дурбин.
Время такое - мир, искалеченный несправедливостью и злом, мечтал о "золушках". Что общего, казалось бы, у золушки американской с советской золушкой? Гораздо больше, чем сегодня кажется.
В 1945-м Дина Дурбин, золушка американская, как будто отворяла нашим зрителям калитку - дарила ощущение: весь мир проникся к нам и любит, и никогда не отвернется. Ведь мы освободители, у нас союзники-антифашисты и даже, может быть, друзья.
В нашем фильме "Золушка", вышедшем через два года, было сногсшибательное актерское созвездие: и Гарин, и Меркурьев, и Раневская. Но и сама Раневская любила уточнять: "Лучше меня в этом фильме сыграла Янина Жеймо".
Актриса Янина ЖеймоЖеймо была из цирковой династии, перед войной в кино играла юных революционерок, пуговичек, школьниц-недотеп. И гениальный сценарист Евгений Шварц писал о ней почти стихами (в своем дневнике): "Все ее существо - туго натянутая струнка". Пережила блокаду, потеряла родных, муж-режиссер Иосиф Хейфиц получил ошибочное извещение, будто она погибла, и ушел к другой. И ей, такой потерянной, тогда и дали "Золушку" сыграть. Она стала искать в своей героине "психологические подтексты".
Что общего между Жеймо и Диной Дурбин? Можно сказать: да ничего. Но это только кажется.
Дело не только в том, что золушки сороковых годов были по меркам страшных лет войны, да и по меркам нашего теперешнего века до невозможности светлы. Дело не в том, что кажутся наивными, как в наше время проживешь с такой открытостью? Дело не в том, что все они были про ценности простые и понятные - про жизнь без "сказочного свинства", про ясное сознание, где черное, где белое.
У золушек сороковых годов еще такая странность - может быть, небесный знак. Линии жизни золушек повторялись и перекликались до головокружения. Была ли их судьба похожа на чудесную судьбу их героинь? Вот несколько штрихов к портрету двух любимиц - нашей Янины и заморской Дины.
Имена у обеих звучные. Жеймо Янина Болеславовна, а Дина Дурбин на самом деле Эдна Мэй Дурбин. Обе малышки: первая ростом 148, вторая - 155 см.
Янина начала сниматься в 16 лет, Дина - в 14. Обе снялись в трех десятках фильмов, хотели бы больше, но не сложилось.
В 1939 году Янина Жеймо, снявшись в "Подругах" и "Разбудите Леночку", получила орден "Знак Почета". А Дина в это же время за фильмы "Три милых девушки" и "Сто мужчин и одна девушка" получила "Оскара" за "олицетворение духа и индивидуальности юности" и негласный титул "маленькой Золушки".
Дурбин прекрасно пела в каждом фильме - Жеймо владела цирковыми трюками и пела в "Золушке" песенку "Встаньте, дети, встаньте в круг".
Янину Жеймо спасали от тяжелых жизненных переживаний и сценарист Евгений Шварц, и польский режиссер Леон Жанно. Первый помог ей с ролью Золушки. Второй позвал замуж.
В 1948 году Дурбин в Голливуде заявили: для "золушкиных" ролей она стара, для драматических ролей не подходит. Тогда она и с мужем развелась, и из депрессии ее вытаскивали продюсер Джо Пастернак с французским режиссером Шарлем Давидом. Один звал вернуться в кино, другой позвал замуж.
У Дины было три мужа и двое детей: дочь Джессика, сын Питер. И у Янины столько же мужей, детей: дочь Янина от первого брака, сын Юлий от второго.
Дурбин улетела с Шарлем в Париж, где прожила в предместье Нофль-де-Шато всю оставшуюся жизнь.
В 1957 году Жеймо, перебивавшаяся без ролей озвучкой дубляжа, уехала с мужем в братскую тогда Варшаву.
Янина без кино прожила 30 лет, а Дина - 60. Обе прожили все эти десятилетия закрыто, сторонясь репортеров и зевак. Дурбин и слышать не хотела об Америке и повторяла: "Ненавижу Голливуд!" И похоронена в Париже. "Золушка советская" с друзьями и коллегами общалась радостно и похоронить себя велела в Москве.
К чему эти сравнения? К тому, что маленькой Янине с Диной удалось немногое: остались в нашей памяти Золушками - как хрусталь.
Жить обеим было непросто и обидно, а вышло звонко и красиво.