Это архитектурный шедевр архитектора Екатерины Максимовой, сделанный в виде серпа и молота - единственное здание в мире такой формы. Его отреставрировали в основном на федеральные средства. Но и частные компании-инвесторы не остались в стороне.
"Мы нечасто можем увидеть восстановленные памятники конструктивизма, и очень радостно, что самарская Фабрика-кухня попала в число таких отреставрированных зданий, которые можно пересчитать по пальцам", - отметил гендиректор самарского филиала Третьяковки Михаил Савченко.
В начале прошлого века фабрики-кухни представляли собой гибрид завода и столовой, все приготовление еды здесь отводилось машинам. Такое предприятие должно было обеспечивать обедами несколько тысяч человек.
Их массово строили в 1920-х годах - тогда формировалась система общепита, построенная на коммунистических принципах. Главную роль в этом процессе играло паевое товарищество "Народное питание", преобразованное в 1930 году во Всесоюзное объединение по общественному питанию "Всенарпит". Благодаря ему в столовые пришли электрификация и механизация, еда рассматривалась как топливо для организма, а ее приготовление - как один из промышленных процессов.
Фабрики-кухни должны были показать образ коммунистического будущего: изобилие длинных раздач, стерильная чистота кухонь, гул машин и хор тысяч голосов посетителей просторных залов. Именно так выглядела Фабрика-кухня завода имени Масленникова, открытая в Самаре в 1932 году.
"Музей Фабрики-кухни" в СамареЭкспозиция "Музея Фабрики-кухни" рассказывает об истории здания, его архитекторе, судьбе после открытия и людях, с ним связанных.
В музее представлены артефакты, обнаруженные в ходе реставрации, экспонаты из коллекции потомков архитектора Екатерины Максимовой, предметы, связанные с советской кулинарией, и личные воспоминания посетителей и работников Фабрики-кухни.
Кстати, музей продолжает пополнять коллекцию. Сотрудники просят приносить предметы, связанные со зданием Фабрики-кухни. "Каждый предмет и каждое воспоминание помогают нам лучше понять историю здания", - уверены музейные работники.