Группа "13" просуществовала всего три года, но оставила большое и оригинальное творческое наследие, с которым широкая публика мало знакома. И вот Музей русского импрессионизма вместе с куратором выставки кандидатом искусствоведения, преподавателем НИУ ВШЭ Надеждой Плунгян подготовили посетителям такой подарок. Более 350 экспонатов, среди которых живописные полотна - часть многолетней работы художников "в стол", графические работы, рисунки, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации. Все это богатство было собрано в 17 музеях и 13 частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и других российских регионов.
Выставка "Группа "13". В переулках эпохи" в Музее импрессионизмаНадежда Плунгян отметила: "У меня давно была идея сделать выставку группы "13", рада, что коллеги из Музея русского импрессионизма тоже ей зажглись и согласились. Проект необычный своим объемом… для зрителя могло быть многовато. Но это эксперимент: чтобы зайти в советское искусство не с парадного входа, через известные шедевры, а узнать о нем методом погружения".
Эксперимент удался на славу. Выставка получилась сбалансированной и визуально очень целостной. Это не то, что мы ожидаем увидеть, когда слышим словосочетание "советское искусство". Творчеству группы "13" характерна эфирная легкость, изящество, богатство красок. Больше всего их работы напоминают крылья бабочки - такие же красивые, воздушные и очень хрупкие…
Группа зародилась в редакции газеты "Гудок" в 1920-х годах. Трое друзей-иллюстраторов - Владимир Милашевский, больше известный своими поздними иллюстрациями к русским сказкам; Николай Кузьмин, самый знаменитый из всей группы, автор гениальных иллюстраций к роману "Евгений Онегин"; и Даниил Даран, виртуозный рисовальщик, будущий автор обложки знаковой повести Ильи Эренбурга "Оттепель" - решили поэтически переосмыслить идею городского скетча. Придать ему глубину и блеск искусства старых мастеров.
Затем они пригласили еще других художников-любителей и выпускников ВХУТЕМАСа. Всего 13 человек: Ольга Гильдебрандт, Даниил Даран, Лев Зевин, Надежда Кашина, Нина Кашина, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Владимир Милашевский, Михаил Недбайло, Сергей Расторгуев, Борис Рыбченков, Юрий Юркун, Валентин Юстицкий. Отсюда и название объединения - "13" - чертова дюжина. Суеверие или совпадение, но число действительно оказалось роковым для многих участников группы.
Первая выставка "Тринадцати" состоялась в феврале 1929 года в помещении Дома печати на Никитском бульваре, 8 в Москве (сегодня это Центральный Дом журналиста). На ней экспонировалось 144 произведения. Работы двенадцати из тринадцати художников были приобретены закупочной комиссией Главискусства (центральный советский государственный орган, который осуществлял руководство всеми видами искусства). Позднее группа "13" увеличилась до 21 участника, но название свое не изменила.
Вторая выставка не состоялась, тем не менее, ее каталог был издан, а вступительную статью "Разговор на выставке" можно назвать своеобразным манифестом группы. Вдохновением для "Тринадцати" было творчество импрессионистов и фовистов. Не даром на выставке в Музее русского импрессионизма работы советских художников дополняет живопись Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми "13" находились в мысленном диалоге.
Темы и сюжеты участников группы, конечно, отличались, но всех их объединяла виртуозность и точность рисунка. Они много писали с натуры: на улицах, площадях, в переулках Москвы. Владимир Милашевский в своих воспоминаниях рассказывал: "Мы научились любоваться не только изображенным объектом, но и самим временем исполнения рисунка. Чем-то таким, что было свойственно исполнителю музыкального произведения. Чувство темпа! Мы чувствовали необходимость вернуть рисунок к его первооснове: к движению руки, проводящей черту, оставляющей след!"
Третья выставка группы "13" открылась в апреле 1931 года в помещениях Московского государственного университета и вызвала ряд разгромных статей в прессе. Группу обвиняли в аполитичности, безыдейности, буржуазности и индивидуализме. Деятельность объединения прекратилась в 1932 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций". А некоторых участников группы коснулись и репрессии. В 1938 году были расстреляны Александр Древин, Роман Семашкевич и Юрий Юркун.
Не зря в названии сегодняшней выставки звучит уточнение "В переулках эпохи". Его надо понимать и в буквальном, и в переносном смысле. С одной стороны, художников, действительно, вдохновляли переулки Москвы, а с другой - "тринадцатых" увлекали не самые актуальные для той эпохи, "переулочные" темы. И поэтому они оставались незамеченными и редко упоминались в профессиональной литературе. Многие дневники, письма, архивы участников группы до сих пор остаются не изученными.
Отдельный раздел выставки "Группа "13". В переулках эпохи" занимает книжная иллюстрация. Лидеры группы - Владимир Милашевский, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Даниил Даран - сформировали отдельное направление в советской иллюстрации. Художники начинали с того, что иллюстрировали статьи в "Гудке", делали работы для книг Андрея Белого, Аркадия Гайдара, Максима Горького и других писателей.
Иллюстрацией они продолжили заниматься и после распада группы - в издательстве Academia, которое специализировалось на европейской и русской классике XIX века. Многие ее издания с иллюстрациями художников из группы "13" вошли в золотой фонд советской книжной графики. К сожалению, проект Academia просуществовал недолго. В 1937 году некоторых работников редакции арестовали, а издательство сделали частью Госиздата.
После войны творческая жизнь бывшей группы "13" как интеллектуального сообщества продолжилась. Хотя встречались художники намного реже, но все же они продолжали ходить друг к другу в гости и вместе работать с натуры.
Выставка "Группа "13". В переулках эпохи" открыта в Музее русского импрессионизма (Ленинградский просп., 15, стр. 11) до ближайшего воскресенья. Так что у тех, кто ее еще не посетил, есть возможность это сделать. А посмотреть выставку однозначно стоит, ведь она, будучи ярким высказыванием, однозначно войдет в исторический и культурный контекст нашего времени.