В 2014 году он внезапно стал одним из старейших - после того, как год его рождения с 1933 изменили на 1733. В первом случае за основу взяли циркуляр начальника штаба РККА о создании Северной военной флотилии, во втором - указ императрицы Анни Иоанновны о строительстве в Архангельске военно-морской базы. Дату оставили прежней - 1 июня.
Первые русские военные корабли появились на севере еще до Анны. В 1694 году купленные Петром I в Голландии фрегаты "Святой Павел" и "Святое пророчество", а также построенная в Архангельске яхта "Святой Петр" вышли в Белое море, сопровождая восемь английских купеческих судов.
Архангельская эскадра, в зону ответственности которой входили Белое море и побережье Кольского полуострова, просуществовала 132 года. В середине XIX века ее упразднили из-за отсутствия на тот момент угрозы России с севера. С этого момента и до Первой Мировой войны в Заполярье лишь периодически наведывались корабли Балтийского флота.
В 1896 году Государственный совет ассигновал средства на строительство порта на Мурмане (древнее название берега Баренцева моря). Через три года в 30 километрах к северу от него появился город Александровск (ныне Полярный). В нем устроили Екатерининскую гавань, место базирования возрожденной в 1916 году военной флотилии Северного Ледовитого океана. Она состояла из 89 кораблей и судов. Среди них была первая русская военная подлодка "Дельфин", поднятый и возвращенный японцами крейсер "Варяг", два ледокола: "Святогор" (будущий "Красин") и "Микула Селянинович".
В Гражданскую войну и во время иностранной интервенции Северная флотилия была практически полностью потеряна. Возрождение полярного флота началось в 30-х годах со строительством Беломорско-Балтийского канала, по которому из Ленинграда в Архангельск пошли новые корабли.
Несмотря на репрессии 1938 года, уничтожившие руководство СФ, флот хорошо проявил себя в советско-финской войне. Моряки захватили порты Лиинахамари и Петсами, лишив финнов возможности получать по морю помощь из Европы.
Во время Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил более 200 боевых кораблей, свыше 400 транспортов и порядка 1300 самолетов фашистской Германии, обеспечил проводку 76 союзных конвоев. За героизм был награжден орденом Красного Знамени.
Серьезной силой Северный флот стал после Великой Отечественной войны, в ходе подготовки к Третьей Мировой. Кратчайшая дорога к вероятному противнику пролегала через Северный полюс, поэтому из эскадры для охраны полярных портов Северный флот стал океанским, атомным и ракетоносным.
В 1947 году рыбацкий поселок Ваенга в 25 километрах от Мурманска переименовали в город Североморск, сюда перебрались штаб и управление Северного флота, началось строительство хлебозавода, колбасной фабрики, лимонадного цеха и прочей необходимой морякам инфраструктуры.
Бурно рос и небольшой городок рядом с Архангельском, Северодвинск, где на базе судостроительного завода был развернут выпуск атомных подводных лодок. В 1958 году флаг ВМФ СССР подняли на первой советской атомной субмарине "К-3". Еще через год субмарину включили в состав Северного флота.
Первый командир "К-3" капитан первого ранга Леонид Осипенко за испытания, прием в строй и освоение первого атомохода стал Героем Советского Союза и первым моряком, получившим Золотую Звезду после Великой Отечественной войны.
В 1962 году та же "К-3" впервые в истории прошла подо льдами к Северному полюсу и получила за это почетное наименование "Ленинский комсомол". Через четыре года отряд атомных субмарин Северного флота совершил кругосветное плавание, пройдя под водой без единого всплытия 25 тысяч миль.
В 1955 году с борта субмарины Северного флота был произведен первый пуск баллистической ракеты. Подлодка находилась в надводном положении. Через пять лет моряки-североморцы впервые прицельно выстрелили баллистической ракетой из-под воды. Первые атомоходы имели на борту сначала две, потом три МБР. В 1967 году на Северный флот начали поступать атомные подводные крейсеры проекта 667А "Навага", вооруженные 16 баллистическими ракетами.
За последующие 30 лет Северный флот совершил немало удивительного: например, стрелял из-под воды целым боекомплектом подлодки, участвовал в "семичасовой ядерной войне" (учения 1982 года), доставлял баллистическими ракетами почту в другую часть света или выводил ими же на орбиту спутники.
Самые большие, мощные и грозные в стране корабли служили и служат на Северном флоте. Среди них гигантские подлодки проекта 941 "Акула", тяжелые атомные ракетные крейсеры типа "Орлан". Сейчас флагман флота - единственный в ВМФ России авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".
Северный флот ВМФ России