Секретная телеграмма опубликована в Telegram-канале "Документальное прошлое". Она была адресована народному комиссару боеприпасов СССР Петру Горемыкину. Автором телеграммы был заместитель народного комиссара внутренних дел СССР, комиссар госбезопасности Сергей Круглов.
Он уведомлял Горемыкина о результатах проведенной проверки информации, поступившей от некоего товарища Полухина. Из нее следовало, что на строительство комбината № 179 до 5 апреля 1941 года предполагалось выделение 3000 человек и до 20 апреля - еще 2000 человек.
Речь шла о привлечении заключенных к строительству одного из оборонных заводов. Однако, по данным Круглова, указанная выше информация оказалась не соответствующей действительности. Правда, речь шла не о самом факте привлечения заключенных к стройке, а об их количестве, а также условиях их содержания.
В секретной телеграмме уточнялось, например, что к 5 апреля 1941 года имелась возможность дополнительного привлечения к труду лишь 1700 человек, а к 13 апреля - еще 800 человек.
"ГУЛАГ выступал "распорядителем" находящихся на его балансе заключенных и мог передавать контингенты принудительно привлекаемых к труду другим наркоматам, которые в этом случае должны были заниматься их обеспечением, - сообщает Госархив РФ.
Как ни странно, НКВД при этом следил, чтобы передаваемым заключенным создавались минимально приемлемые условия, поскольку затем эта рабочая сила могла использоваться на объектах ГУЛАГа".
В частности, НКВД соглашался на размещение своих заключенных в палатках, отказавшись при этом направлять их на обустройство столовой, прачечной и бани. Но это не означает, что люди должны были трудиться на строительстве без минимальных и элементарных удобств.
Наоборот, НКВД приступил к своего рода торгу, соглашаясь на палатки только "при условии обеспечения всех прочих необходимых бытовых условий". Их возведением, по мнению Круглова, должен был за свой счет и своими силами заниматься Наркомат боеприпасов.
"Между тем, до сего времени не предоставлены помещения для столовой, прачечной, - писал в своей телеграмме Круглов. - Недостаточна пропускная способность бани. Не обеспечена также необходимыми помещениями охрана, без которой невозможен дальнейший завоз заключенных".
"Комиссариат заботился об обустроенных помещениях охраны, которые также должны были возводиться за счет Наркомата боеприпасов", - пояснили в архиве.
Круглов просил Горемыкина дать указания комбинату №179 форсировать подготовку жилых и подсобных помещений к приему контингентов.
"Указания УЛАГу НКВД Новосибирской области о выделении рабочей силы. По мере готовности комбината к ее приему, даны", - заключает Круглов.