01.06.2024 06:19
"Родина"

Тайна портрета пушкинской музы Аграфены Закревской

Текст:  Игорь Рожков
Родина - Федеральный выпуск: №6 (624)
Дж. Доу. Портрет Аграфены Федоровны Закревской. 1823 год.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Известно, что летом 1828 года Александр Сергеевич был увлечен графиней Аграфеной Федоровной Закревской, обладавшей такой притягательной силой, что, по словам другого поэта, Евгения Абрамовича Баратынского, "опасно и глядеть на нее, и ее слушать"1. В переписке со своим сослуживцем и другом Н.В. Путятой, также околдованным Закревской, и в стихах Баратынский шифровал графиню, называя то Магдалиной, то Феей, то Альсиной и освободился от ее чар только женившись.

Иное дело Путята: Николай Васильевич был адъютантом графа Закревского и в силу этого постоянно находился в орбите графини Аграфены. Весной 1828 года Баратынский запрашивал Путяту, получил ли он экземпляр только что вышедшей поэмы "Бал", навеянной Закревской, уместно и не поздно ли подарить такой же графине? "Что твоя Альсина? Все ли по прежнему держит тебя в плену? Кстати, я слышал, что А.А. <Закревский> сделан министром внутренних дел; остаешься ли при нем?"2

Пушкин и Баратынский, знакомые по Петербургу конца 1810-х годов, возобновили общение в Москве в 1826 году. Здесь Баратынский и познакомил товарища с Путятой.

Бесценный автограф поэта

"А.С. Пушкина я видел в первый раз в Москве, в Большом театре, во время празднеств, последовавших за коронациею императора Николая Павловича, - вспоминал впоследствии Николай Васильевич. - Когда Пушкин, только что возвратившийся из деревни, где жил в изгнании и откуда вызвал его Государь, вошел в партер, мгновенно пронесся по всему театру говор, повторявший его имя: все взоры, все внимание обратились на него. <...> Дня через два Е. Баратынский, другой поэт-изгнанник, недавно оставивший печальные граниты Финляндии, повез меня к Пушкину, в гостиницу Hоotel du Nord, на Тверской. Пушкин был со мною очень приветлив. С этого времени я довольно часто встречался с Пушкиным в Москве и Петербурге, куда он скоро потом переселился".

"Пушкин, - продолжает Н.В. Путята, - был необыкновенно впечатлителен и при этом имел потребность высказаться первому встретившемуся ему человеку, в котором предполагал сочувствие или который мог понять его. <...> Такую же необходимость имел он сообщать только что написанные им стихи. <...>. У меня на квартире читал он мне стихи: Таи, таи свои мечты и пр. и, по просьбе моей, тут же написал мне их на память. <...> Стихи Пушкина, писанные его рукою, <...> свято у меня сохраняются"3.

Автограф поэта, подаренный Путяте, уцелел и опубликован в 1930 году.

"На полулисте почтовой бумаги размера 25,4х20 см, рукою Пушкина написано:

В верхнем левом углу листка - надпись рукою Н.В. Путяты: "А. Пушкина".

Стихотворение впервые было напечатано самим Пушкиным в альманахе Северные Цветы на 1829 год (СПб. 1828, стр. 132) под заглавием Наперсник и с двумя звездочками вместо подписи"4.

Все пушкинисты едины в том, что стихотворение относится к Закревской5.

Тем не менее значение даты, выставленной в автографе, выпало из поля зрения исследователей: 12 августа - день рождения графини Аграфены (Агриппины) Федоровны Закревской, урожденной графини Толстой6.

Ищите женщину!

С именем графини Закревской связана иконографическая загадка, разрешенная уже в нынешнем веке.

27 ноября 2007 года в Лондоне проходил аукцион Christie s "Important Portrait Miniatures and Gold Boxes", где выставили на продажу 117 русских миниатюрных портретов. Под N 175 был представлен лот из двух портретов. Первый датирован приблизительно 1810 годом: "Княгиня Волконская в белом платье, синем палантине через правое плечо и коралловом ожерелье, ее правая рука опирается на малиновую подушку с золотой кисточкой..."7. Однако Юрий Григорьевич Епатко (1940-2020), известный искусствовед и коллекционер, не согласился с такой атрибуцией и предложил свою:

"Изображенная дама не имеет ни малейшего сходства ни с одной из княжеского рода Волконских. Удалось установить, что на миниатюре запечатлена Елена Петровна Балашова (1779-1823), урожденная Бекетова, жена участника Отечественной войны 1812 года, генерала от инфантерии, члена Государственного Совета и министра полиции Александра Дмитриевича Балашова (1770-1837)8.

Казалось бы, миниатюра атрибутирована, но вот незадача: в 2009 году во Флоренции под редакцией профессора Флорентийского университета Фелиситы Аудизио вышла книжка "Друцкие в Италии. 1860-1940 годы". В ней опубликована черно-белая репродукция портрета графини Аграфены Федоровны Закревской работы неизвестного художника, хранящегося на Апеннинском полуострове в частной коллекции9.

Изображение на этом портрете полностью повторяет изображение на миниатюре, проданной на аукционе в Лондоне: те же лицо, поза, нитка кораллов, другие композиционные особенности!

"Беззаконная комета", поразившая воображение Пушкина, загадала загадку и нам...

"Графиня изменившимся лицом..."

Необходимо заметить, что жизнь Закревской и ее потомков тесно связана с Италией, куда Аграфена Федоровна последовала с мужем за своей дочерью Лидией, без развода венчавшейся в 1859 году с князем Д.В. Друцким-Соколинским и вынужденной покинуть Россию10. Князь купил в 25 верстах от Флоренции виллу Гальчето, куда из Ивановского, подмосковного имения Закревских стали перевозить обстановку и предметы искусства, в том числе известный портрет графини кисти Доу.

А через полтора века, в 2014 году, во Флоренции проходила российско-итальянская научно-практическая конференция "Исторический портрет графа Арсения Андреевича Закревского (1786-1865) в зеркале времени". Участники посетили виллу Гальчето, познакомились с ее внутренним убранством, хранящим артефакты прежних хозяев. А позднее опубликовали свои доклады в сборнике, где оказалось и цветное фото портрета, атрибутированного, как портрет графини А.Ф. Закревской11.

Почему все мы имеем право на отчество Александровичи - как отметят юбилей Пушкина

Оказалось, его сходство с миниатюрой из лондонского каталога Кристис полное! Правда, цветовая гамма иная: палантин через правое плечо модели не синий, а красный, правая рука опирается на синюю, а не малиновую подушку...

А вот если сравнивать портрет Закревской работы Дж. Доу, так запомнившийся Пушкину, с портретом на вилле Гальчето, сходство обнаружить трудно. Впрочем, Доу изобразил Закревскую в полный рост анфас. Нет ли поясных портретов графини с лицом, обращенным вправо или влево? Чтобы можно было сравнить?

Поистине захватывающее исследование!

В коллекции Петра Ивановича Щукина (1853-1912) находим два миниатюрных и один что называется полноразмерный портрет Закревской, годные для сличения. На обеих миниатюрах12 Закревская изображена с фрейлинским вензелем ME на плече, следовательно, в девичестве, когда именовалась графиней Толстой13. Да, миниатюрные портреты Аграфены Федоровны резко контрастируют с портретом Дж. Доу, но никто не оспаривает, что на них изображена именно она. Очевидно, художник И. Сергеев лишь масштабировал одну из миниатюр 1818 года, придав лицу и фигуре женщины больше зрелости. На это указывает и композиция портрета, и фрейлинский шифр с вензелем ME на левом плече, не полагавшийся замужней даме...

Имеются ли другие изображения графини, запечатлевшие ее не в столь юном возрасте?

Увы, разве что карикатурные...

Недобрая улыбка племянницы

Режиссер Малого театра Соловьев был избран Закревской для постановки в ее подмосковном имении любительских спектаклей.

"Благодаря этому обстоятельству, я познакомился лично с графиней Аграфеной Федоровной, - вспоминал Сергей Петрович. - Она тогда была лет пятидесяти, среднего роста, довольно полная, но, несмотря на полноту, очень живая и деятельная. Приятное симпатическое лицо, небольшие, но чрезвычайно добрые, голубые глаза, которые разливали какой-то свет на все ее лицо и давали ему постоянное выражение приветливости и радушия; когда она разговаривала, то в полном смысле слова ласкала своим мягким добрым взглядом. Речь ее была проста и естественна; она не любила ничего вычурного и натянутого ни на словах, ни на деле; с низшими себя обращалась очень деликатно и предупредительно, с равными ласково и откровенно; одевалась очень просто и всего менее думала о своем туалете"14.

Режиссеру вторит Лидия Ростопчина, дочь поэтессы, присутствовавшая на репетиции одного из домашних спектаклей в Ивановском:

"Графиня была очень высокого роста и очень хороша собой, но страдала излишней полнотой, и вечно задыхалась, что было всем известно. В этот день было особенно жарко; с неподражаемой непринужденностью она оделась в широкий белый кисейный капот, отделанный кружевами, небрежно накинутый на батистовую рубашку, которую даже слепой не принял бы за полотняную. Вид был ужасный, когда графиня расхаживала по комнатам, освещенным с одной стороны; но когда она стала принимать гостей в бальной зале выходившей одновременно на двор и в сад, получилось нечто поразительное: лучи солнца пронизывали легкие покровы и обнаруживали все тайные изгибы монументального тела"15.

Особенности внешнего облика Закревской 1850-х годов, отмеченные мемуаристами, запечатлела в своем рисунке М.Ф. Каменская, урожденная Толстая, двоюродная племянница графини. Шарж-пасквиль изображает женщину в белом платье и красной шали, кормящую попугая на жердочке; рядом клетки, зверушки и птицы.

Рисунок надписан "Груша Закревская" и интересен для нашего исследования тем, что модель изображена в профиль. И это, кажется, окончательно снимает наши сомнения...

Как отпразднуют 225-летие Пушкина в Петербурге, Москве и Михайловском

Представляется, что на миниатюре британского аукциона и на портрете итальянской виллы изображена Аграфена Федоровна Закревская, а не Елена Петровна Балашова, хотя, конечно, точки над i ставить рано.

Ведь это только для Александра Сергеевича все в его жизни давно понятно...

Родная речь