Основные работы - это консервация. Она дает шанс разрушающимся зданиям дожить до момента, когда найдутся деньги или тот, кто сможет их восстановить. Костяк команды - около 30 человек. И это совершенно разные люди: молодые и пожилые, инженеры и воспитатели, православные, мусульмане и старообрядцы.
У увлеченных людей уже складываются союзы: за минувшие два года волонтеры сыграли семь свадеб. Александра нашла своего мужа в ходе одной из экспедиций: "Человек может найти своего человека в трудностях или когда видит, как он работает. У нас говорят: ездите на трудовые поездки, там проявляется настоящая натура человека".
Продуктивный патриотизм
Объединяет всех этих разных людей "продуктивный патриотизм". Руководитель движения Петр Иевлев объясняет термин, обращаясь к классике:
- Помните, как в романе "Война и мир" были те патриоты, которые сидели и вечерами ткани распускали на нитки. Тогда вату еще не изобрели. Кто-то на фронт уходил добровольцем. А были те, кто только устраивал балы и брал штрафы за употребление французских слов. Есть люди, которые понимают, что если вовремя не предпринять каких-то действий, то мы растворимся как народ. Это нас и объединяет.
Их выходные - это трудовые экспедиции. В эти майские они восстанавливали стены и крышу 200-летнего храма в селе Уть (Кировская область), перебирали пол в 130-летнем храме Богоявления в селе Чумой (Удмуртия), работали в Георгиевской церкви в Кулюшеве, тоже в Удмуртии.
Проект существует на пожертвования. Жилье нередко обеспечивает принимающая сторона, а бывает, ночуют и в самих храмах. Часто те, кто живет рядом со старинными объектами, привыкают к ним и не видят в них ценности, даже не знают их историю, поэтому просветительская работа - тоже часть миссии "Под куполом небес". Многие хотят восстанавливать, но не знают, как это делать. Им кажется, что это стоит огромных денег.
- Были такие моменты, когда село приглашало архитектора, он им готовил проект как для объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это стоит несусветных денег. У жителей сразу пропадет весь энтузиазм. Мы приезжаем и говорим: вам надо сделать хотя бы кровлю, чтобы вода не попадала. Перекрыть крышу стоит столько, закрыть окна поликарбонатом - столько. Это уже не миллионы, а десятки тысяч, а то и меньше. Этого достаточно, чтобы здание перестало разрушаться. А потом что-нибудь изменится, и кто его знает, появится шанс! Многие работы можно проводить своими силами. И у них появляется вера, и оказывается, что они все могут, - добавляет Петр.
Волонтеры из Удмуртии помогают сохранить сельские храмыПоверить в свои силы
На родине живописца Виктора Васнецова, в селе Лопьял Кировской области, есть 200-летний храм, где священником служил его отец. В советское время храм был разорен, в одном из приделов держали тракторы, один из них сгорел. Поэтому богослужения долгое время проводились только в одном приделе.
- Нас попросили помочь, так как в селе остались одни бабушки. Нужно было расчистить место от хлама, а свод - от копоти, побелки, чтобы подготовить его под оштукатуривание. Мы приехали, а они там такую движуху подняли! Масса народу пришла: кто-то готовит еду, кто-то колотит леса, которые мы хотели делать сами. Кто-то отловил тракториста, запряг в телегу и отправлял в соседнее село привезти для нас кровати. Нам едва удалось их остановить, - смеется Петр.
- Мы смогли сделать гораздо больше, чем запланировали. Я потом говорю жителям: "Мы ведь вам и не нужны, вы и без нас бы справились". С тех пор мы приезжали к ним только один раз, когда нужно было выполнить очень сложную работу. А они продолжают восстанавливать храм. Уже отремонтировали свод трапезной - той самой, в которой трактор сгорел. Главное - показать людям, что это возможно.
В планах на это лето у волонтеров десятки объектов. Вопросы приходится решать порой нестандартные. В селе Архангельском Кировской области есть храм Вознесения Господня в стиле вятского барокко. Жители восстановили один из трех престолов, сейчас там идут службы. Остальная часть храма требует проведения работ. Но в нем в советские годы были сделаны отличные мозаики. И сейчас ребята ищут того, кто мог бы оплатить работы по их снятию, перевозке и сохранению.
Прежде чем заняться новым объектом, волонтеры проводят разведку: оценивают состояние и статус здания, готовность местного сообщества и властей участвовать. Бесценные люди - местные библиотекари, учителя, священники. Если все необходимые условия сложились - собирается экспедиция.
Проекту всегда нужны рабочие руки и особенно специалисты. Чтобы крышу перекрыть, не обязательно быть кровельщиком. А вот вычинку фасадов уже кому попало не доверишь. Нужно уметь и кирпич по размеру подобрать, и правильную сторону найти, и толщину шва соблюсти, раствор замешать.
Мотивировать и спасать
Помочь добровольцы могут не всем храмам - чтобы заниматься реставрацией объектов культурного наследия, требуется лицензия. Нередко они становятся свидетелями исчезновения уникальных объектов. Есть даже история церкви, которая исчезла дважды.
Изначально Серафимовская церковь располагалась в селе Логове Глазовского уезда Вятской губернии. В 1941 году была закрыта, а позднее разобрана и числилась как "утраченный объект". Но выяснилось, что на самом деле здание было вновь собрано уже в другом селе - Васильевском и использовалось под больницу. Благодаря хорошей сохранности храмом заинтересовался дьякон из Москвы. Он хотел перевезти его и воссоздать в новом микрорайоне. Но не успел. В 2017 году храм распилили на дрова.
Храм в селе Козлове Сарапульского района тоже вряд ли удастся спасти. Да и по документам его нет - он числится как снесенный. Но мог бы стать неким символом.
- Потрясающий объект, аналогов которого я даже вспомнить не могу. Это довольно типовой храм для своего времени и ничем не выделялся ровно до тех пор, пока его не начали сносить. Снесли ровно наполовину. Помните в школе эти иллюстрации чего-то в разрезе? А тут настоящий храм в разрезе. Можно увидеть самое его устройство. Из него мог бы получиться необыкновенный памятник, если бы можно было восстановить вторую половину из стекла или других материалов, - уверен Петр Иевлев.
Добровольцы не ограничиваются храмами. Например, однажды организовали сбор и передали 53 коробки книг для сгоревшей библиотеки в деревне в Коми, собрали коньки для жителей удмуртской деревни Елово, которые залили каток.
Еще один проект - передвижная выставка "Вопреки времени", собранная из экспонатов, найденных в заброшенных церквях: старинные иконы, церковная утварь. Волонтерам попадались и простреленные иконы, и заклеенные скотчем. Выставка призвана напомнить о главной идее проекта - бережном отношении и неравнодушии к своей истории.
- Мы хотим замотивировать людей присоединяться, ездить в экспедиции, узнавать мир вокруг и сохранять нашу культуру для детей и внуков, пока еще есть что спасать, - резюмирует Петр. - Каждый день нам приходят печальные известия об очередной безвозвратно утраченной частичке нашей истории. Опыт показывает - это можно изменить, если поверить, что к большой цели можно идти маленькими шагами. Но важно идти всем вместе.