Вначале была платформа - для виртуальных музеев и онлайн-магазинов. С возможностью оцифровки культурного наследия. Константин Попов начал активную ее разработку в 2018-м, а в 2022-м процесс максимально ускорился.
- Тогда было очевидно, как мы уступаем в диджитал и цифровой пропаганде, а это необходимые направления для воспитания нашей молодежи. Сам это хорошо знаю, потому что воспитываю дочь, - говорит Попов.
Однажды он увидел материалы об этнографической выставке, что проходила в Москве в 1867-м году. На ней были представлены костюмы разных губерний, образцы быта...
- Меня впечатлило, насколько это был масштабный проект, - рассказывает Константин. - Мы как раз активно сотрудничаем с магазинами, например, с ЦУМом. Предоставляем технологию для 3D-съемки вещей, которые на сайтах магазинов можно приобрести онлайн. И я подумал, почему бы не применить эту технологию для культурного наследия.
Московская этнографическая выставка 1867 годаОт идеи - к делу. На средства, полученные от магазинов современной моды, решено было увековечить не моду, скорее, а традицию - дореволюционную. Собрать всю ту Россию на одном сайте, ведь традиционные для той или иной местности костюмы можно, в лучшем случае, увидеть разве что в краеведческих музеях.
Денег этот проект не приносит, зато есть моральное удовлетворение - и это важнее, уверяет Попов.
К концу года в планах собрать как можно больше полных комплексов одежды, которую в нашей стране носили до революции. Полный комплекс - это когда на модели представлены и головной убор, и одежда, и обувь. Total look, как скажут покупательницы ЦУМа.
- Мы начинали проект как библиотека 3D-изображений. Но недавно мне стало известно, что на нашу платформу уже смотрят, как на эталон. И это вдохновляет. Серьезность проекта выросла, мы сверяем с этнографами все до мельчайших деталей, правильно ли повязан пояс на модели, например, - рассказывает Попов.
В цвете народные костюмы Российской империи мы видим на редких фото, что дошли до нас. В первую очередь, это, конечно, архив Сергея Прокудина-Горского, который сохранила его семья, а затем продала Библиотеке Конгресса США, где коллекция хранится и поныне. Один из самых известных снимков - из 1909 года. На нем три молодых девушки в ярких сарафанах из села Топорня держат блюда с ягодами. Не будь этого фото, мы, может, и не поверили бы в такие цвета и сочетания. Салатовый по подолу, оттенки алого и бордовые узоры на лиловом…
3D-музей помогает разобраться в этом пестром мире национальных костюмов, что объединила наша страна. Константин Попов отмечает не только красоту, но и то, насколько детально продуман костюм в соответствии с теми же погодными условиями той или иной местности:
- Многие коллекции российских дизайнеров отсылают нас к к истокам. Но все это очень поверхностно. И люди не виноваты, что подробную информацию о костюме сложно добыть - потому что нет единого цифрового источника. Мы стараемся им стать.
Поколение 20-летних не слишком углубляется в поиск информации, поэтому упор в 3D-музее и делают на визуализации. Попов говорит, что намеренно уходит от обычных фото и длинных текстов. В съемках одежды участвуют обычные люди. Это интересно молодым людям, они начинают интересоваться через историю костюма и историей семьи.
3D-музей работает с коллекционерами одежды, энтузиастами, реконструкторами, фольклорными ансамблями, музеями. Недавно, например, воссозданные свадебные наряды затопленного при стройке водохранилища села Крохино попали в коллекцию 3D-музея.
"Родина" часто пишет про сохранение руин затопленного Рождественского храма в Крохино. Вокруг него сформировалось целое сообщество, которое сохраняет не только стены, но и сказки, сказы, фотографии… Да что там - жизнь затопленного, как казалось, а на самом деле, живого села Крохино.
Когда в Российском госархиве литературы были обнаружены тексты свадебных песен, записанных в Крохино в 1902 году, у фонда "Крохино. Незатопленные истории" родилась идея восстановить их звучание и воссоздать традиционный крохинский свадебный костюм. Так возник проект "Русская Атлантида: возвращение голоса затопленному селу Крохино". Его поддержал Президентский фонд культурных инициатив.
Реконструкцией костюмов конца XIX века занимались мастера Студии традиционного костюма "Русские начала" под руководством Татьяны Вальковой. Для этого изучили записи этнографов, старинные фото и предметы костюма Белозерского уезда из фондов музеев Вологодской области, в частности, Белозерского областного краеведческого музея, Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Череповецкого музейного объединения.
Результатом проекта стали пять костюмов: невесты и жениха, изготовленные полностью вручную по традиционной технологии, и костюмы трех подружек невесты, сшитые с применением швейного оборудования.
В планах у 3D-музея - собрать total look из 78 губерний Российской империи. И если для съемки народного костюма в Калужской губернии пришлось выехать за 250 километров от Москвы в Юхнов, то для поездки в Бурятию, например, нужен другой бюджет.
- Надеюсь, наш бизнес будет и дальше развиваться, чтобы мы могли обеспечивать жизнь 3D-музея, - говорит Константин Попов.