Оригинал документа хранится в Центральном архиве Федеральной службы безопасности России. Он датирован 12 января 1944 года и представляет собой спецсообщение 4-го Управления НКГБ СССР наркому госбезопасности СССР Всеволоду Меркулову об обращении рейхскомиссара Украины Эриха Коха.
Последнее было опубликовано в немецкой газете "Дейче Украине Цейтунг", издававшейся в городе Ровно. Обращение Коха было опубликовано 5 января 1944 года. В спецсообщении оно полностью цитируется.
Кох обращался "ко всем немцам на Украине". Он отмечал, что сокращение линии фронта ставит перед всеми немцами новые задачи, обязывающие их не строить, а собирать и вывозить.
"В центре всего для нас должен стоять вопрос снабжения родины, - подчеркивал Кох. - К июню 1943 года мы дали родине 11 миллионов тонн руды и металлолома.
В этом году мы, не в пример другим правительствам, при приближении противника не пакуем чемоданы, мы остаемся там, где приказано фюрером. Наши люди, особенно гебитскомиссары и ляндвирты с сотрудниками остаются не только вблизи фронта, но и на передовой линии борьбы".
Они заботятся о снабжении немецкой армии и эвакуации необходимого, продолжал Кох, отметив, что "одни из них убиты, другие ранены, а третьи попали в плен". Далее рейхкомиссар сетует на то, что предыдущий год обернулся для немцев потерей ряда правительственных чиновников, павших жертвами "московских террористических банд".
"Минувший год показал правильность немецкой политики на Украине, - считал Кох. - Украина может существовать только в формах, указанных фюрером, а не украинскими шовинистами, показавшими свою политическую незрелость".
Незрелость эта, по мнению рейхскомиссара, заключалась в том, что украинцы недостаточно жестоко и агрессивно вели себя по отношению к советским войскам и, особенно, к партизанам, которых высокопоставленный нацист называл "большевистскими бандами".
По его мнению, против каждого такого "бандита", сражавшегося с немецкой оккупацией, должен был встать и бороться украинец. Но вместо этого "незрелым украинским головам захотелось самим уйти в леса, чтобы беспокоить немцев".
Донбасская операция 1943 года"Немцам они не опасны, но большевикам они невольно помогают, - сокрушался Кох, причем в спецсообщении эти его слова подчеркнуты красным цветом. - Каждый метр земли, оставляемой немецкой армией на Украине или где бы то ни было, достается не украинцам и англичанам, а большевикам".
Эти слова говорят о том, что немцы не стали бы возражать против передачи украинских земель англичанам столь же яростно, как в случае возвращения их советским властям.
Эрих Кох был видным деятелем нацистской Германии. Довольно долго он занимал пост гауляйтера Восточной Пруссии, а с 1 сентября 1941 года по 10 ноября 1944 года был также рейхскомиссаром Украины.
Его правление на территории оккупированной УССР отмечалось исключительной жестокостью. Считается, что он был причастен к смерти более 4 миллионов советских граждан.
Ему приписываются слова: "Мы народ господ и должны жестко и справедливо править. Я выйму из этой страны все до последнего". Под руководством Коха в Германию было вывезено огромное количество природных ресурсов и памятников культуры.
Советской администрации Кох был передан англичанами в мае 1949 года, после чего его передали Польше, где судили за преступления, совершенные в качестве гауляйтера Восточной Пруссии. Суд начался в Варшаве 19 октября 1958 года, а 9 марта 1959 года Кох был приговорен к смертной казни. Но приговор не был исполнен "из-за слабого здоровья Коха". Смертная казнь была заменена пожизненным заключением. Кох умер по естественным причинам в камере тюрьмы Барчево 12 ноября 1986 года.
Освобождение Киева