Иван, будучи старшим ребенком в большой многодетной семье, в гимназии не учился, а рано ушел, как тогда говорили, "в люди". Будущий народный артист служил мальчиком на побегушках в магазине, а затем устроился рабочим на завод. При этом с младых ногтей Москвин увлекался театром и принимал участие в любительских спектаклях.
В 1893 году Москвин решил поступить в училище при Малом театре. Но его "Песнь о Вещем Олеге..." экзаменаторам не понравилась. Тем не менее, упорного юношу это не остановило. И, в итоге, он поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в драматический класс под руководством Владимира Немировича-Данченко.
Немировичу-Данченко будущий актер тоже понравился не сразу. Опытный педагог был обескуражен специфической внешностью и своеобразием актерской манеры Москвина и даже думал отчислить ученика. Действительно, природа Ивана Михайловича наградила нестандартным для актер обликом: короткие и не совсем прямые ноги, маленький рост, большая голова на узких плечах, выпуклый лоб и развитая нижняя челюсть при небольшом, вздернутом носе, близорукие выпуклые серые глаза. Но, со временем, недостатки внешности стали его уникальной особенностью, за которую зрители любили его еще больше.
Понял это и Немирович-Данченко. Существует театральная легенда: будто он уже принял решение отчислить Москвина, но, когда увидел его в какой-то второстепенной роли, вдруг воскликнул: "Э, да вы, кажется, малый с хорошим дарованием!" Иван Михайлович был не просто "с хорошим дарованием", он оказался в высшей степени одаренным артистом, живущем на сцене по принципу "играть до дна, отдавая все, что есть во мне, в данную минуту и без жалости".
Во время выпускных спектаклей в училище Москвину доверили играть двух совершенно разных персонажей: Мишеньку Бальзаминова из комедии Островского "Праздничный сон до обеда" и доктора Ранка из драмы Ибсена "Нора". Актер справился блестяще. Уже тогда он начал развивать главную тему своего творчества - хрупкость и беззащитность бесхитростного человека в огромном и жестоком мире.
Русский и советский актер Иван МосквинПосле выпуска из училища Москвин уехал на гастроли в Ярославль с актрисой Гликерией Федотовой. Играл он небольшие второстепенные роли, большей частью комические. А на следующий сезон Москвин уже был приглашен в Москву в Русский драматический театр Корша (сегодня его здание занимает Государственный театр наций). Здесь он играл в фарсах, водевилях, современных комедиях и в классических постановках. Среди самых известных на тот момент ролей Москвина были Бобчинский в "Ревизоре", Загорецкий в "Горе от ума", Милонов в "Лесе".
В 1898 году Владимир Немирович-Данченко пригласил Москвина в только что организованный им и Константином Станиславским Московский Художественный театр (МХТ имени А. П. Чехова). Там, по рекомендации Немировича-Данченко, актеру дали главную роль в спектакле "Царь Федор Иоаннович", которым 14 октября 1898 года и открылся новый театр.
Эта роль принесла Москвину первую настоящую известность. В образе царя Федора ярко раскрылась его индивидуальность и неповторимая творческая манера. Актеру удалось проникнуть в самую суть характера исторической личности. Неудивительно, что Москвин царя Федора сыграл целых 600 раз.
В труппе МХАТа (в 1919 году МХТ стал Московским художественным академическим театром) актер оставался до своего последнего дня. Станиславский в шутку называл его "кормильцем МХАТа". Среди лучших ролей Москвина, помимо царя Федора, был Лука в спектакле "На дне", Епиходов в "Вишневом саде", Снегирев в "Братьях Карамазовых" и Федор Протасов в "Живом трупе".
Первая постановка пьесы "Вишневый сад"В послереволюционные годы Москвин сыграл еще Пугачева в "Пугачевщине", Хлынова в "Горячем сердце", Ноздрева в "Мертвых душах", Фрола Федулыча в "Последней жертве". Также Иван Михайлович выступил как чтец, исполнитель чеховских рассказов. Когда Антон Павлович услышал, как Москвин читает его произведения, то был приятно поражен и заметил, что он "именно это и хотел написать".
В 1919 году Москвин снимался в главной роли в кинокартине "Поликушка" по одноименной повести Льва Толстого. Фильм был показан в 1923 году в Германии и вызвал восторг у публики. Настоящим открытием воспринимался безмолвный крик Поликея (в исполнении Москвина), потерявшего деньги. В США "Поликушка" был включен в число десяти лучших фильмов 1924 года.
В 1922-1924-м годах, во время длительных заграничных гастролей МХАТа, первым спектаклем всегда играли "Царя Федора Иоанновича". Москвин каждый вечер выходил на сцену. И каждый вечер его ждал триумф. А в Нью-Йорке некий Барримор, актер игравший на местной сцене Гамлета, подошел к Москвину после спектакля и до того был растроган, что целовал артисту руку и утверждал, что он должен у него учиться.
Иван Москвин стал одним из первых актеров, удостоенных звания Народного артиста СССР (1936). А в 1937-м был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.
Начало Великой Отечественной войны застало мхатовцев на гастролях в Минске. Ночью 24 июня 1941 года актеры, во главе с Москвиным, вынуждены были покинуть город. В критической ситуации Иван Михайлович проявил талант организатора: намечал план действий, составлял маршрут, успокаивал людей. Благодаря этому, до Москвы все добрались благополучно.
В 1943 году артист был назначен директором МХАТа. Он стал не только ведущим актером, но и идейным лидером театра. Второго Москвина быть не могло. Даже его младшему брату Михаилу при приеме в Московский художественный академический театр пришлось взять псевдоним Тарханов.
Иван Москвин был женат на актрисе МХАТа Любови Гельцер (1878-1955). В браке родилось двое сыновей - Владимир (1904-1958) и Федор (1906-1941). Первый стал актером театра имени Вахтангова, второй - летчиком.
Неожиданной и страстной любовью в жизни Москвина стала молодая актриса Алла Тарасова. Ради нее он ушел из семьи. Но чувство не прошло проверку временем. Тарасова оставила Москвина ради другого.
Народного артиста не стало 16 февраля 1946 года. Похоронен Иван Москвин на Новодевичьем кладбище в Москве.