Старший, Александр, стал революционером, побывал на царской каторге и сложил голову под Верденом. Средний, Валентин, получил известность как художник и скончался от тифа в Омске. Младший - Дмитрий - ушел с войсками генерала Врангеля и осел в Сербии, где погиб во время росписи храма.
Поводом вспомнить об их судьбе стала торжественная передача предметов в фонды. Воронежский музей в годы перестройки уже получил 13 картин Валентина Яковлева (1887-1919): "Автопортрет" 1917 года находился в постоянной экспозиции и будет возвращен туда после ремонта зала модерна, "Адам и Ева", "Туалет Венеры", "Три грации", "Вакханалия" и другие работы хранятся в запасниках. Теперь коллекцию пополнил более ранний автопортрет, написанный в середине 1910-х.
- Живопись и графика Валентина Александровича Яковлева имеет характерные признаки искусства модерна. Это и типичный для Серебряного века эстетизм, утонченность, пряная изысканность, и формальные поиски - например, фигуры женщин в "Вакханалии" как будто разложены на треугольники, в "Туалете Венеры" служанка-негритянка состоит как будто из воздушных шариков, - пояснила экскурсовод музея имени И. Крамского Анастасия Котикова.
- В начале ХХ века стали по-новому воспринимать телесность, и Яковлев не был исключением, у него очертания тел волнообразные, колеблющиеся, как струи водопада. Если в его пейзажах ощутима плоскость и статичность, то в изображении людей видна динамика. На "Семейном портрете", который хранится в Омском музее изобразительных искусств имени М. Врубеля, человеческие фигуры образуют орнамент, как в калейдоскопе, и возникает ощущение, что через миг комбинация изменится.
Валентин Яковлев родился в семье учителей в городе Краснослободске Пензенской губернии. Помимо двух братьев, у него было шесть сестер. В 1900 году Яковлевы перебрались в Воронеж, где будущий художник окончил первую мужскую гимназию. Продолжил образование он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1908-м вместе с товарищами выпускал ежемесячный журнал литературы и искусств "Лебедь". Был в числе организаторов общества художников "Московский салон" (1910-1917). В своем творчестве переосмыслял сюжеты античной и библейской мифологии.
Молодого мастера не миновала семейная предрасположенность к туберкулезу. В 1918-м болезнь обострилась. Врачи рекомендовали Крым, где художник уже бывал, но на фоне Гражданской войны пробраться туда было сложно. Валентин пытался лечиться кумысом на Алтае, нашел работу в Омске. Но в неполные 33 умер от сыпного тифа.
Помимо государственных собраний в Омске и Воронеже, его работы есть в московских частных коллекциях. Многое по-прежнему хранится у родственников - потомки рода Яковлевых живут в Москве и столице Черноземья.
На этот раз вместе с картиной музею имени И. Крамского решили отдать копии старинных фотографий всех трех братьев. В дополнение воронежский скульптор Александр Мельниченко изготовил бюст брата художника - революционера Александра Яковлева (1885-1916).
Тот окончил Курскую классическую гимназию, учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Вступил в партию эсеров, участвовал в восстании на Пресне в 1905-м и деятельности боевых отрядов. После ареста находился в Нерчинской каторжной тюрьме, откуда в 1912 году вышел на поселение.
Сбежал, пробрался в Европу и осел было во Франции, но уже через несколько месяцев вступил в национальную армию как волонтер. Сражался в Шампани. После ранения попал на германо-французский фронт и погиб под Верденом 12 апреля 1916 года. Посмертно представлен к Боевому кресту Франции.
В семье сохранили рукопись Александра Яковлева "По этапам Нерчинской каторги". Теперь записки впервые издали, пусть и малым тиражом. Они содержат любопытные подробности о быте русских арестантов и жизни России накануне революции.
- Часть этих воспоминаний выходила в 1924-м в журнале "Каторга и ссылка", но полностью собрать текст удалось только спустя сто лет. Помимо того, что имелось в семье, я привлек документы из других архивов, - сообщил издатель и инициатор дарения Валентин Фролов - внучатый племянник братьев Яковлевых.
Картины, фотографии и записки о каторге на тончайшей китайской бумаге хранились в доме на улице Правая Суконовка, который семья занимала с момента переезда в Воронеж. В 1942-м эту часть города заняли немцы. Они надругались над одной из сестер Яковлевых, а затем выгнали все семейство - как и прочим мирным жителям, им пришлось пешком идти через села в направлении Курска. Какое-то время беженцы провели в Херсонской области, а после снятия оккупации вернулись в свой воронежский дом. Он не был разрушен, не сгорел - единственный на всей улице.
- Самая младшая из Яковлевых, бабушка Маня, в конце 1960-х рассказала, что перед тем, как их выгнали, она три раза обошла родной дом с иконой "Неопалимая купина". Я тогда был очень молод и отнесся к этой истории скептически… В самом доме немцы устроили штаб и перенесли все вещи на чердак, благодаря этому все и уцелело, - отметил Валентин Фролов. - Позже жильцов, конечно, уплотнили, но в детстве мы еще ходили в гости к моим двоюродным бабушкам, пили чай под зеленым абажуром и рассматривали семейные реликвии.
Младший из братьев Яковлевых - Дмитрий - хорошо пел и рисовал, окончил кадетский корпус и поступил в юнкерское училище в Москве. Его готовили к отправке на фронт Первой мировой, но вмешалась революция.
- Молодой человек присоединился к Белому движению, был одним из первых танкистов, в 1918-м стал полковником генштаба у Врангеля, - добавил Фролов. - В 1919 году побывал в Воронеже с войсками генерала Мамонтова. После поражения белых эмигрировал в Сербию, расписывал там храмы и сорвался со строительных лесов. Получается, ни один из братьев не перешагнул порог 40-летия. Но сестры, мои бабушки, жили долго и с трепетом хранили память о них.