На выставке представлены уникальные документы, которые являются свидетелями и свидетельствами формирования нового типа культуры - народного и массового. В РГВА отмечают, что на развитие культуры в нашей стране огромное влияние оказали революционные события 1917 года, а затем и Гражданская война.
"Кардинальные изменения коснулись буквально всех направлений художественной деятельности в стране, вызвали к жизни новые жанры искусства, соответствовавшие общественным настроениям тех лет", - подчеркнули в архиве.
В этом можно убедиться, полистав электронные образы уникальных документов, составивших виртуальную экспозицию. Она разделена на три раздела, первый из которых составлен из документов и фотографий с 1918 по 1927 годы. То есть он посвящен начальному этапу сотрудничества творческой интеллигенции с военным ведомством в период Гражданской войны и в первые годы после ее окончания.
Среди экспонатов имеется, например, письмо поэта Демьяна Бедного Льву Троцкому, в то время председателю Реввоенсовета Республики. Поэт обращался к нему с необычной просьбой предоставить свою фотографию.
"Перед Вами проект спешно изготовляемого плаката "Честь красноармейцу", - писал Демьян Бедный 28 октября 1920 года. - Единственная задержка - за Вашим снимком в соответствующей позиции".
Далее поэт пишет, что харьковские фотографы, назвав их непечатными словами, зря вертелись вокруг Троцкого в августе с аппаратами. "Ни одного приличного снимка здесь я не нашел, - с горечью констатирует Бедный. - А до Москвы далеко, там хорошие снимки есть".
В заключение письма поэт просил Троцкого немного попозировать перед аппаратом и передать снимок ему, если, конечно, "мой плакат этого заслуживает".
"Из документов, вошедших в первый раздел, следует упомянуть договор Всероссийского бюро военных комиссаров с одним из основателей русской мультипликации, впоследствии эмигрировавшим из Советской России, - Владиславом Старевичем о поступлении на службу во фронтовую концертную труппу в качестве кинооператора от 18 января 1919 года, - говорят в архиве. - Это не известное ранее доказательство его службы в РККА можно смело назвать архивным открытием".
Второй раздел экспозиции охватывает период с 1928 по 1937 года. Представленные здесь документы рассказывают об инициативах Центрального совета Ассоциации художников революционной России и одного из активных его деятелей - художника Бродского, об организации Ансамбля красноармейской песни (ныне - Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова).
Особого внимания в данном разделе заслуживают записки и письма представителей творческой интеллигенции наркому обороны Ворошилову: режиссеров Васильевых, художника Грекова, композитора Книппера, оперного певца Рейзена, писателей Горького, Виноградова и др.
Третий раздел освещает работу творческой интеллигенции с 1938 по 1940 годы, то есть во время военных конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. На тот же период пришлись и другие знаковые события, в том числе воссоединение Западной Украины с Украинской ССР и Западной Белоруссии с Белорусской ССР, Советско-финляндская война.
"Документы показывают работу фронтовых творческих бригад, которые вновь стали организовываться и направляться в районы боевых действий, - уточнили в РГВА. - Отдельную группу составляют документы, связанные с созданием положительного образа Красной армии за рубежом (предоставление живописных полотен для демонстрации заграницей, гастроли Ансамбля красноармейской песни и пляски в США)".
Выставка "Второй фронт: плакаты о жизни тыла в годы Великой Отечественной войны"