20.06.2024 14:53
"Родина"

На Урале обсудили историю Раскола на примере опального архимандрита Исаака

Текст:  Денис Передельский
Архимандрит Исаак, сын основателя Успенского монастыря старца Далмата, оставил заметный след в истории обители, проведя в ней большую часть своей жизни. Об этом говорилось на конференции "Историко-культурное наследие Далматовского края: к 380-летию основания Успенского Далматовского мужского монастыря".
Архимандрит Исаак, сын основателя Успенского монастыря старца Далмата, оставил заметный след в истории обители. / ИИиА УрО РАН
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Как уточнили в Институте истории и археологии Уральского отделения РАН, научно-просветительская конференция прошла в городе Далматово Курганской области. В ней приняли участие около 200 краеведов, музейных работников, учителей и представителей духовенства.

Один из докладов был посвящен архимандриту Исааку (Мокринскому), первому настоятелю и историку Далматовского Успенского монастыря. Его автор - к.и.н. Ирина Манькова, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН.

"Архимандрит Исаак, сын основателя Успенского монастыря старца Далмата, оставил заметный след в истории обители, проведя в ней большую часть своей жизни, - сообщила она. - Во время переписи 1710 года архимандрит указал свой возраст - 68 лет, следовательно, он родился в 1642 году и в младенческом возрасте остался без попечения родителей".

Ранние годы жизни Исаака полны тайн. Лишь предполагается, что его мать скончалась, а отец ушел в монастырь. Исаак принял постриг в Исетской пустыне, но как он там оказался - вопрос пока открытый.

Ирина Манькова отметила, что самое раннее упоминание об Исааке относится к 1664 году и встречается в документах, связанных с монастырем. Интересно, что в них он назван уставщиком.

"В 1666 году Исаак был рукоположен в сан иеромонаха, а вскоре стал первым игуменом Далматовской обители, но в 1668/69 гг. митрополит Корнилий отстранил его от игуменства и запретил в служении. Причины опалы не известны, она длилась 6 лет", - доложила Ирина Манькова.

Со слов ученого, это была не единственная опала в жизни Исаака, что и неудивительно. Как раз на 1660-1680-е годы пришелся тот самый переломный период в истории Русской Православной Церкви, который вошел в историю как Раскол.

Патриарх Никон стал реформатором, но его новации столкнулись с сопротивлением не только мирян, но и духовенства. На этом фоне продолжалось освоение Зауралья, которое происходило в условиях постоянной военной угрозы и активной крестьянской миграции.

Историю церковного раскола на Руси 1666 года показали в документах

"В 1674-1675 годах в Успенском монастыре сложилась конфликтная ситуация, поэтому митрополит Корнилий решил сменить управление, поставив игуменом Афанасия, а Исаак был назначен строителем с разрешением совершать некоторые службы и принимать на исповедь духовных детей, - следует из научного доклада.

Видимо, по мнению архиерея, игумен Афанасий и строитель Исаак не проявили достаточного усердия в установлении новых церковных правил и в борьбе с расколом. В августе 1677 года они были сосланы "на житье" в Енисейский Спасский монастырь "за церковные вины"".

Правда, на сей раз опала длилась недолго. Уже в апреле 1678 года они получили прощение и вернулись в Успенскую обитель. В том же году игуменом Успенского монастыря был назначен Исаак, с тем чтобы "мирских в духовность не принимал".

По словам Ирины Маньковой, в 1679 и 1682 годах Исаак по распоряжению митрополита Павла принимал участие в "увещевании" крестьян-старообрядцев, собравшихся для самосожжения.

Как самозванец почти 30 лет вводил в заблуждение старообрядцев на Урале

Только в 1685 году с него были окончательно сняты все запрещения с условием, "чтобы с раскольниками раскола не говорил, а помнил совесть свою". Хотя позднее, отмечает исследователь, его еще раз отстраняли от настоятельства, поскольку в грамоте митрополита Павла от 1689 года "бывшему игумену Исааку" предписывалось быть "опять игуменом по-прежнему".

В 1702 году митрополит Филофей возвел Исаака в архимандриты и поручил управление Далматовским духовным заказом. К слову, Исаак написал первое историческое сочинение о возникновении Далматовского монастыря, которым увековечил память об основателе обители - старце Далмате.

Новости Судьбы История Курганская область