Это здание, фасады которого выходят одновременно и на Мясницкую улицу, и на проспект Академика Сахарова (ранее - Новокировский проспект), строилось в 1928 - 1936 годах в интернациональном стиле по проекту французского архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли.
В разное время в здании помещались административные учреждения, а с 1991 года здесь находится Федеральная служба по финансовому мониторингу. Само здание является объектом культурного наследия народов России регионального значения.
Его, к счастью, пока не сносят, но в охранной зоне "открывают двери" для демонтажа соседних дореволюционных домов и строительства на их месте 78-метрового небоскреба, который, конечно, станет доминировать над зданием Центросоюза.
- Ситуация действительно тревожная. Произвольным образом из охранной зоны вырезаны два вплотную прилегающих к зданию Центросоюза дома. Сделано это на основе ни исторически, ни научно не подкрепленных выводов. Причина понятна: удовлетворение интересов застройщика, - сказал корреспонденту "Родины" член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, писатель, краевед, один из основателей общественного движения "Архнадзор" и главный редактор сайта "Хранители наследия" Константин Михайлов.
Он отметил, что несколько лет назад, когда обсуждалось возможное строительство в этом месте здания - тогда еще высотой 58 метров - эти дома были включены в охранную зону. С тех пор эти строения не изменились, следовательно и повода сносить дома в охранной зоне нет.
- Сами дома не представляют интереса в архитектурном плане, но они возведены значительно раньше здания Центросоюза. Новое высотное здание, которое собираются построить здесь, подавит и приглушит здание Центросоюза. Сейчас именно оно является господствующим объемом в этом месте, а после постройки небоскреба станет подчиненным, - говорит Константин Михайлов. - Ле Корбюзье такого в своем проекте не предусматривал, он не планировал, что рядом появятся такие высотные объемы. На его эскизах как раз есть более низкие дома, стоящие рядом. С появлением небоскреба весь замысел гениального архитектора идет насмарку, а панорама кардинально искажается. Этот проект расцениваю как акт градостроительного насилия в отношении всемирно известного памятника архитектуры.
Памятник французскому архитектору Ле Корбюзье в МосквеМихайлов признает: надежды на то, что изменятся планы по застройке этого места, практически нет. Даже если будет какая-то общественная и экспертная кампания.
- Градостроительная практика Москвы приводит меня к выводу, что ничего невозможного нет, - констатирует собеседник "Родины".
Он отмечает, что если город и дальше так стремительно станет избавляться от дореволюционных строений, вскоре в Москве останутся лишь статусные архитектурные памятники в окружении новоделов.