Научная статья опубликована в свежем выпуске журнала "Археология, этнография и антропология Евразии". Ее авторами стал коллектив ученых из Алтайского государственного университета во главе с доктором исторических наук Николаем Серегиным.
Комплекс Чобурак I расположен на территории так называемого разновременного памятника в Чемальском районе Республики Алтай. В ходе экспедиции Алтайского государственного университета был раскопан компактный некрополь, состоявший из 12 объектов.
Особое внимание археологов привлекло погребение взрослого мужчины, найденное в кургане 34а. Установлено, что он жил в IV веке нашей эры, на момент смерти ему было 30-35 лет. Был погребен вместе с лошадью и богатым погребальным инвентарем.
В захоронении, в частности, были обнаружены предметы вооружения, конского снаряжения, орудия труда и предметы быта. Но самым интересным оказалось то, что у погребенного отсутствовала собственная голова.
На ее месте исследователи обнаружили череп барана. По предположению археологов, голова барана была использована в погребальном обряде как основа для изготовления маски-личины.
"Вероятно, данная своеобразная традиция отражает ритуал замещения утраченной части тела, который мог быть обусловлен обстоятельствами насильственной смерти человека", - пишут авторы статьи.
В пользу этой теории говорит и тот факт, что на костях погребенного мужчины были выявлены многочисленные следы травм, характер которых предполагает, что нанесены они были клинковым оружием.
Это говорит о том, что кочевник мог потерять голову в бою, а череп барана при проведении погребального обряда стал имитацией головы воина. Вряд ли такая традиция имела широкое распространение.
Прямых аналогий нет, известно лишь несколько случаев, когда в погребениях на месте головы умерших людей находили кости мелкого рогатого скота. К слову, при обследовании соседних захоронений у погребенных мужчин также были выявлены следы боевых травм.
"Зафиксированные свидетельства травматизма показывают, что мужская часть локальной группы кочевников, оставившей некрополь Чобурак I, принимала активное участие в военных конфликтах, а также в целом подтверждают высокий уровень вооруженного насилия на Алтае в жужанское время", - сообщают исследователи.
Они также установили, что изученный некрополь относится к дялянской погребальной традиции носителей булан-кобинской культуры. Анализ предметного комплекса и результаты радиоуглеродного датирования позволили определить хронологию - погребение кочевника с черепом датировано серединой - второй половиной IV века нашей эры.